Компьютерный физический эксперимент. Использование интерактивных компьютерных моделей как средство повышения мотивации школьников при изучении физики Плюсы и минусы использования электронных средств
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
Использование компьютера для исследования информационных моделей различных объектов и процессов позволяет изучить их изменения в зависимости от значения тех или иных параметров. Процесс разработки моделей и их исследования на компьютере можно разделить на несколько основных этапов.
На первом этапе исследования объекта или процесса обычно строится описательная информационная модель. Такая модель выделяет существенные, с точки зрения целей проводимого исследования (целей моделирования), свойства объекта, а несущественными свойствами пренебрегает.
На втором этапе создается формализованная модель, т. е. описательная информационная модель записывается с помощью какого-либо формального языка. В такой модели с помощью формул, уравнений, неравенств и т. д. фиксируются формальные соотношения между начальными и конечными значениями свойств объектов, а также накладываются ограничения на допустимые значения этих свойств.
Однако далеко не всегда удается найти формулы, явно выражающие искомые величины через исходные данные. В таких случаях используются приближенные математические методы, позволяющие получать результаты с заданной точностью.
На третьем этапе необходимо формализованную информационную модель преобразовать в компьютерную модель, т. е. выразить ее на понятном для компьютера языке. Компьютерные модели разрабатывают преимущественно программисты, а пользователи могут проводить компьютерные эксперименты.
В настоящее время широкое распространение получили компьютерные интерактивные визуальные модели. В таких моделях исследователь может менять начальные условия и параметры протекания процессов и наблюдать изменения в поведении модели.
Контрольные вопросы
В каких случаях могут быть опущены отдельные этапы построения и исследования модели? Приведите примеры создания моделей в процессе обучения.
Исследование интерактивных компьютерных моделей
Далее мы рассмотрим ряд учебных интерактивных моделей, разработанных компанией ФИЗИКОН для образовательных курсов. Учебные модели компании ФИЗИКОН представлены на CD-дисках и в виде Интернет-проектов. Каталог интерактивных моделей содержит 342 модели по пяти предметам: физике (106 моделей), астрономии (57 моделей), математике (67 моделей), химии (61 модель) и биологии (51 модель). Часть моделей в Интернете на сайте http://www.college.ru интерактивны, а другие представлены только картинкой и описанием. Все модели вы найдете в соответствующих учебных курсах на CD-дисках.
2.6.1. Исследование физических моделей
Рассмотрим процесс построения и исследования модели на примере модели математического маятника, которая является идеализацией физического маятника.
Качественная описательная модель. Можно сформулировать следующие основные предположения:
подвешенное тело значительно меньше по размеру длины нити, на которой оно подвешено;
нить тонкая и нерастяжимая, масса которой пренебрежимо мала по сравнению с массой тела;
угол отклонения тела мал (значительно меньше 90°);
вязкое трение отсутствует (маятник колеблется в ва-
Формальная модель. Для формализации модели используем известные из курса физики формулы. Период Т колебаний математического маятника равен:
где I - длина нити, g - ускорение свободного падения.
Интерактивная компьютерная модель. Модель демонстрирует свободные колебания математического маятника. В полях можно изменять длину нити I, угол ф0 начального отклонения маятника, коэффициент вязкого трения b.
Открытая физика
2.3. Свободные колебания.
Модель 2.3. Математический маятник
Открытая физика
Часть 1 (ЦОР на CD) ИЗГ
Запуск интерактивной модели математического маятника производится щелчком по кнопке Старт.
С помощью анимации показывается движение тела и действующие силы, строятся графики зависимости от времени угловой координаты или скорости, диаграммы потенциальной и кинетической энергий (рис. 2.2).
Это можно увидеть при свободных колебаниях, а также при затухающих колебаниях при наличии вязкого трения.
Обратите внимание, что колебания математического маятника являются. гармоническими только при достаточно малых амплитудах
%рI ж2mfb ~ ж
Рис. 2.2. Интерактивная модель математического маятника
http://www.physics.ru
2.1. Практическое задание. Провести компьютерный эксперимент с интерактивной физической моделью, размещенной в Интернете.
2.6.2. Исследование астрономических моделей
Рассмотрим гелиоцентрическую модель Солнечной системы.
Качественная описательная модель. Гелиоцентрическая модель мира Коперника на естественном языке формулировалась следующим образом:
Земля вращается вокруг своей оси и Солнца;
все планеты вращаются вокруг Солнца.
Формальная модель. Ньютон формализовал гелиоцентрическую систему мира, открыв закон всемирного тяготения и законы механики и записав их в виде формул:
F = у. Wl_ F = т а.(2.2)
Интерактивная компьютерная модель (рис. 2.3). Трехмерная динамическая модель показывает вращение планет Солнечной системы. В центре модели изображено Солнце, вокруг него - планеты Солнечной системы.
4.1.2. Вращение планет Солнечной
системы. Модель 4.1.Солнечная система(ЦОР на CD) «Открытая астрономия»
В модели выдержаны реальные отношения орбит планет и их эксцентриситеты. Солнце находится в фокусе орбиты каждой планеты. Обратите внимание на то, что орбиты Нептуна и Плутона пересекаются. Изобразить в небольшом окне все планеты сразу достаточно сложно, поэтому предусмотрены режимы Меркурий...Марс и Юпитер...Л,лутон, а также режим Все планеты. Выбор нужного режима производится при помощи соответствующего переключателя.
Во время движения можно менять значение угла зрения в окне ввода. Получить представление о реальных эксцентриситетах орбит можно, выставив значение угла зрения 90°.
Можно изменить внешний вид модели, отключив отображение названий планет, их орбит или системы координат, показываемой в левом верхнем углу. Кнопка Старт запускает модель, Стоп - приостанавливает, а Сброс - возвращает в исходное состояние.
Рис. 2.3. Интерактивная модель гелиоцентрической системы
Г" Система координат С Юпитер...Плутон!■/ Названия планет С. Меркурий...Марс |55 угол зрения!«/ Орбиты планетВсе планеты
Задание для самостоятельного выполнения
http://www.college.ru 1ЩГ
Практическое задание. Провести компьютерный эксперимент с интерактивной астрономической моделью, размещенной в Интернете.
Исследование алгебраических моделей
Формальная модель. В алгебре формальные модели записываются с помощью уравнений, точное решение которых основывается на поиске равносильных преобразований алгебраических выражений, позволяющих выразить переменную величину с помощью формулы.
Точные решения существуют только для некоторых уравнений определенного вида (линейные, квадратные, тригонометрические и др.), поэтому для большинства уравнений приходится использовать методы приближенного решения с заданной точностью (графические или численные).
Например, нельзя найти корень уравнения sin(x) = 3*х - 2 путем равносильных алгебраических преобразований. Однако такие уравнения можно решать приближенно графическими и численными методами.
Построение графиков функций может использоваться для грубо приближенного решения уравнений. Для уравнений вида fi(x) = f2(x), где fi(x) и f2(x) - некоторые непрерывные функции, корень (или корни) этого уравнения являются точкой (или точками) пересечения графиков функций.
Графическое решение таких уравнений можно осуществить путем построения интерактивных компьютерных моделей.
Функции и графики. Открытая математика.
Модель 2.17.Функции и графики ЦЩГ*
Решение уравнений(ЦОР на CD)
Интерактивная компьютерная модель. Введите в верхнее поле ввода уравнение в виде fi(x) = f2(x), например, sin(x) = 3-х - 2.
Нажмите кнопку Решить. Подождите некоторое время. Будет построен график правой и левой частей уравнения, зелеными точками будут отмечены корни.
Чтобы ввести новое уравнение, нажмите кнопку Сброс. Если вы сделаете ошибку при вводе, в нижнем окне появится соответствующее сообщение.
Рис. 2.4. Интерактивная компьютерная модель графического решения уравнений
для самостоятельного выполнения
http://www.mathematics.ru Ш1Г
Практическое задание. Провести компьютерный эксперимент с интерактивной математической моделью, размещенной в Интернете.
Исследование геометрических моделей (планиметрия)
Формальная модель. Треугольник ABC называется прямоугольным, если один из его углов (например, угол В) прямой (т. е. равен 90°). Сторона треугольника, противолежащая прямому углу, называется гипотенузой; две другие стороны - катетами.
Теорема Пифагора гласит, что в прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы: АВ2 + ВС2 = АС.
Интерактивная компьютерная модель (рис. 2.5). Интерактивная модель демонстрирует основные соотношения в прямоугольном треугольнике.
Прямоугольный треугольник. Открытая математика.
Модель 5.1. Теорема Пифагора
Планиметрия В51Г (ЦОР на CD)
При помощи мыши можно перемещать точку А (в вертикальном направлении) и точку С (в горизонтальном направлении). Показываются длины сторон прямоугольного треугольника, градусные меры углов.
Переключившись в демонстрационный режим при помощи кнопки со значком кинопроектора, можно просмотреть анимацию. Кнопка Старт запускает ее, кнопка Стоп - приостанавливает, а кнопка Сброс возвращает анимацию в исходное состояние.
Кнопка со значком руки переводит модель обратно в интерактивный режим.
Рис. 2.5. Интерактивная математическая модель теоремы Пифагора
Задание для самостоятельного выполнения
http://www.mathematics.ru |Й|Г
Практическое задание. Провести компьютерный эксперимент с интерактивной планиметрической моделью, размещенной в Интернете.
Исследование геометрических моделей (стереометрия)
Формальная модель. Призма, основанием которой является параллелограмм, называется параллелепипедом. Противоположные грани любого параллелепипеда равны и параллельны. Прямоугольным называется параллелепипед, все грани которого прямоугольники. Прямоугольный параллелепипед с равными ребрами называется кубом.
Три ребра, выходящие из одной вершины прямоугольного параллелепипеда, называются его измерениями. Квадрат
диагонали прямоугольного параллелепипеда равняется сумме квадратов его измерений:
2 2,12, 2 а = а + b + с
Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению его измерений:
Интерактивная компьютерная модель. Перетаскивая мышью точки, можно изменять измерения параллелепипеда. Понаблюдайте, как изменяется длина диагонали, площадь поверхности и объем параллелепипеда при изменении длин его сторон. Флажок Прямой превращает произвольный параллелепипед в прямоугольный, а флажок Куб превращает его в куб.
Параллелепипед.Открытая математика.
Модель 6.2.Стереометрия }