Программа обеспечения качества для объектов атомной энергетики (покас). Пример программы обеспечения качества Программа обеспечения качества образец

Это локальный документ предприятия, позволяющий осуществлять контроль качества выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также надзор за надлежащим обеспечением безопасности на производственных объектах, чья деятельность связана с использованием атомной энергии (ОИАЭ).

Стоимость составления ПОК составляет 25000 рублей. Сроки – от 5 дней.

При необходимости может быть выдан сертификат соответствия системе качества ИСО. Цена 10000 рублей.

Данный вид документации содержит перечень организационно-технических мероприятий, разработанных и внедренных в рамках осуществления контроля, которые влияют на безопасность объекта деятельности Он включает распределение ответственности между руководителями и персоналом предприятия, а также перечень материалов, используемых при реализации указанных мероприятий.

Необходимость наличия рассматриваемого документа основывается на содержании НП-090-11, утвержденных Приказом Ростехнадзора №85 от 07.02.2012 г.

Также основаниями для разработки служат требования таких нормативно-правовых актов, как:

  • Закон № 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г.;
  • Закон №162-ФЗ от 29 июня 2015 г.;
  • Закон № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 г.

Основными целями разработки выступают:

  • контроль качества товаров и услуг;
  • контроль за обеспечением безопасности на объекте;
  • повышение конкурентоспособности предприятия;
  • привлечение новых партнеров и инвесторов;
  • совершенствование общей системы менеджмента и контроля качества на предприятии.

В соответствии с НП-090-11, выделяют две разновидности ПОК.

Действие первой распространяется на выполняемые работы и услуги, способные повлиять на состояние безопасности ОИАЭ на всех этапах его функционирования. Такая программа определяется как «Общая».

Вторая, «Частная», относится к организациям, осуществляющим лицензируемые виды деятельности на ОИАЭ и способным повлиять на безопасность таких объектов на отдельных стадиях их эксплуатации.

Особенности разработки программы обеспечения качества.

Контроль за составлением и утверждением программы, а также за исполнением указанных в ней мероприятий и их результативностью, производят как эксплуатирующие организации, так и непосредственно сами предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность в сфере использования атомной энергии. Данное требование затрагивает как общие, так и частные программы.

Разработать и согласовать рассматриваемый документ требуется до начала эксплуатации ОИАЭ. Всегда стоит иметь ввиду, что он должен учитывать специфику использования предприятием атомной энергии, а также действующие в Российской Федерации нормы и правила.

Одну программу для нескольких объектов, либо для нескольких видов деятельности в области использования атомной энергии, требуется согласовать в составе формируемой на объекте ПОК.

Пересмотр документа необходимо производить не реже одного раза в 5 лет, что объясняется возможностью перспективного развития предприятия. Как правило, такое развитие связано с изменением технологии, перечня выпускаемой продукции или расширением видов предоставляемых услуг. Пункт о периодичность пересмотра в обязательном порядке включается в содержание.

Кому доверить разработку ПОК?

Поскольку главной целью данного документа является обеспечение безопасности на ОИАЭ, соответственно, его разработка требует выполнения значительного объема работы, в основе которого лежит глубокий анализ документации предприятия, применяемой технологии и используемого оборудования.

Обработать такой объем информации, выявить слабые места в технологическом процессе, указать необходимые мероприятия по их устранению и перспективному совершенствованию системы качества и обеспечения безопасности, способны только высококвалифицированные специалисты, имеющие богатый опыт выполнения данного вида работ. Соответственно, в данной ситуации лучшим вариантом станет обращение к услугам специализированных коммерческих организаций, профессионально занимающихся разработкой данного вида документации для предприятий различной специфики использования атомной энергии.

Стоимость такой услуги составит от 60 тысяч рублей, а сроки ее оказания займут от 5 дней. При определении сроков разработки и расчета стоимости работ в каждом случае применяется индивидуальный подход. Это объясняется различием используемых способов применения атомной энергии, различием технологических процессов и масштабов производственной деятельности.

Требования к содержанию.

Формирование содержания рассматриваемого вида документации производится в соответствии с требованиями НП-090-11.

Так, в составе общей ПОК указывается область распространения ее действия и требования, предъявляемые к частным ПОК (в случае их наличия).

Для частных Программ также требуется указать:

  • область распространения (с учетом специфики деятельности, которую охватывает действие формируемого документа, и требований общей Программы)
  • основания для разработки;
  • перечень связующих элементов (при их наличии);
  • перечень дополнительных требований, предъявляемых к подрядчикам.

При наличии на предприятии утвержденной и функционирующей системы менеджмента качества (в том числе международной), сведения о ней требуется кратко изложить в составе рассматриваемой документации. К таким сведениям относятся:

  • область применения системы качества;
  • перечень применяемых процедур;
  • данные полученного сертификата соответствия с указанием его срока действия.

Первое, что необходимо включить в соответствии с требованиями НП-090-11, это сведения о политике предприятия в области качества.

В данный раздел могут войти такие данные, как:

  • область применения, в которой указывается перечень работ или услуг, на которые распространяется действие;
  • основания для составления;
  • требования, предъявляемые к системе качества привлекаемых к работам на объекте подрядных организаций;
  • распределение ответственности за организацию отдельных процедур, процессов и мероприятий;
  • используемые при формировании текста документа термины, определения, условные обозначения;
  • общие положения на которые ориентируется объект при определении собственной структуры контроля качества.

Следующим разделом приводятся данные о принятой системе управления персоналом, задействованным в выполнении работ на ОИАЭ. В разделе дается обоснование количества привлекаемых работников, описание системы обеспечения безопасности, сведения об уровне квалификации и периодичности аттестации специалистов, ведении соответствующей документации и записей.

В разделе, описывающем систему управления документацией, требуется осветить:

  • перечень действующих процедур;
  • порядок их учета, согласования, корректировки и хранения;
  • порядок ведения записей;
  • перечень применяемой нормативно-технической документации.
  • соблюдения требований законодательных норм и правил;
  • общего процесса проектирования;
  • корректировки сведений проектной документации.

В разделе, посвященном управлению закупками, приводятся условия, опираясь на которые производится:

  • выбор организаций, привлекаемых к работам на ОИАЭ;
  • анализ документации приобретаемого оборудования;
  • анализ полноты надзора и испытаний в отношении приобретаемого оборудования;
  • входной контроль и приемка оборудования и комплектующих.

Обязательными разделами рассматриваемого документа выступают сведения об используемых на объекте методических указаниях, применяемом метрологическом и программном обеспечении.

Одним из наиболее важных разделов выступает описание способов надзора за надежностью элементов производственного процесса и обеспечением безопасности на ОИАЭ.

Последний раздел посвящен организации на объекте проверок эффективности функционирования внедренной системы и результативности разработанных мероприятий и процедур.

Согласование программы обеспечения качества.

Сведения о согласовании в обязательном порядке отражаются в составе содержания документа. Для этого в него включается лист согласования и утверждения. На листе указываются подписи лиц, осуществляющих его разработку, согласование, утверждение. Подписи ставятся с расшифровкой, указанием должности сотрудника и соответствующей ее внесению датой.

Согласовывается документ только с заказчиком, утверждается и вводится в действие в строительно-монтажной организации до начала осуществления деятельности на объекте использования атомной энергии.

Ответственность.

В случае несоблюдения норм и правил, установленных для объектов, использующих атомную энергию, возникает административная ответственность согласно статье 9.5 КоАП.

В соответствии с ее содержанием, размер штрафных санкций может составить от 200 до 300 тысяч рублей в отношении самого предприятия, и от 20 до 30 тысяч рублей для ответственных лиц, которые также могут быть дисквалифицированы на срок до одного года.



ОБЩАЯ ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА
НОВОВОРОНЕЖСКОЙ АЭС

ПОКАС(О)

G 0 QAP 00 XX 00 OR 002
СОГЛАСОВАНО


Заместитель Генерального директора -
директор по производству и
эксплуатации АЭС

А.В. Шутиков

«___»______201__


Заместитель Генерального
директора - директор филиала
ОАО «Концерн Росэнергоатом»
«Нововоронежская атомная станция»
В.П. Поваров

«___»______201__


Заместитель директора по
производству и эксплуатации АЭС -
директор Департамента инженерной
поддержки

Ю.П. Тетерин

«___»______201__


Директор по качеству

В.Н.Блинков

«___»______201__


Заместитель Генерального
директора – директор филиала
ОАО«Концерн Росэнергоатом»
«Управление сооружением объектов

А.В. Паламарчук

«___»______201__


С

одержание

1 Область применения 3

3 Термины и определения 15

4 Сокращения 15

5 Политика Нововоронежской АЭС в области качества 19

6 Организационная деятельность 21

7 Управление персоналом 66

8 Управление документацией 111

9 Управление закупками оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств, а также предоставляемых услуг 141

10 Управление несоответствиями 164

11 Аудиты (проверки) 191

Библиография 233

Принципиальная схема внешних взаимодействий Нововоронежской АЭС 236

Организационно - функциональная структура управления филиала
АО «Концерн Росэнергоатом» «Нововоронежская атомная станция» 237

Лист регистрации изменений ПОКАС(О) 238

Лист ознакомления 239

  1. Область применения


  1. Настоящая «Общая программа обеспечения качества Нововоронежской АЭС» (далее - ПОКАС(О)) разработана в соответствии требованиями НП-001, НП-090, СТО 1.1.1.01.0678 (ОПЭ АС), СТО 1.1.1.04.004.0214, РД ЭО 1.1.2.25.1077, действующих норм и правил в области использования атомной энергии, нормативных документов АО «Концерн Росэнергоатом», а также с учетом ТПРГ 1.2.6.9.0091, норм МАГАТЭ по безопасности № GS-R-3 «Требования безопасности» и требований стандарта ГОСТ ISO 9001-2011.

  2. Настоящая ПОКАС(О) распространяется на перечисленные в п.1.4 ОИАЭ, которые, не являясь отдельными (от Нововоронежской АЭС) объектами, входят в состав сооружений и комплексов Нововоронежской АЭС. При этом, описания процедур и порядка, организационных, технических и других мероприятий по обеспечению качества, приведенные в соответствующих разделах настоящей программы обеспечения качества, в равной степени направлены на реализацию установленных критериев и принципов безопасности всех перечисленных ОИАЭ Нововоронежской АЭС на всех этапах их жизненного цикла.

  3. Положения ПОКАС(О) распространяются на все влияющие на безопасность направления и виды деятельности эксплуатирующей организации и организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги эксплуатирующей организации на всех этапах жизненного цикла объектов использования атомной энергии (далее - ОИАЭ) Нововоронежской АЭС.

  4. К ОИАЭ Нововоронежской АЭС, деятельность которых подлежит лицензированию, относятся:

    • исключен

    • исключен

    • ядерная установка энергоблока №3 (находится на этапе эксплуатации);

    • ядерная установка энергоблока №4 (находится на этапе эксплуатации);

    • ядерная установка энергоблока №5 (находится на этапе эксплуатации);

    • ядерная установка энергоблока №1 АЭС-2 (находится на этапе ввода в эксплуатацию);

    • ядерная установка энергоблока №2 АЭС-2 (находится на этапе сооружения);

    • пункт хранения ядерных материалов - отдельно стоящее хранилище отработавшего топлива (ОСХОТ) (находится на этапе эксплуатации);

    • хранилище свежего ядерного топлива (ХСТ) энергоблоков №№ 1, 2 АЭС-2;

    • хранилище твердых радиоактивных отходов для временного хранения 10000 контейнеров с РАО (ХТРО) (находится на этапе ввода в эксплуатацию);

    • исключен

    • радиоактивные вещества (не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение);

    • радиоактивные отходы (радиоактивные вещества, использование которых не предусматривается);

    • новые сооружаемые ОИАЭ (ПХ ЯМ, РВ, РИ и РАО).

  1. ПОКАС(О) охватывает следующие этапы жизненного цикла ОИАЭ Нововоронежской АЭС:

    • проектирование;

    • сооружение;

    • эксплуатацию;

    • вывод из эксплуатации;

    • конструирование оборудования для ядерных установок энергоблоков;

    • изготовление оборудования для ядерных установок энергоблоков;

    • обращение с радиоактивными веществами при их транспортировании;

    • обращение с радиоактивными отходами при их транспортировании.
Примечание - Ввиду того, что площадка для строительства ОИАЭ (включая новые энергоблоки) Нововоронежской АЭС определена, требования к частной программе обеспечения качества при выборе площадки в настоящем документе не устанавливаются.

  1. ПОКАС(О) определяет политику эксплуатирующей организации и руководства Нововоронежской АЭС в области обеспечения качества, организационно-технические и другие мероприятия по обеспечению качества, направленные на реализацию установленных критериев и принципов обеспечения безопасности ОИАЭ Нововоронежской АЭС на всех этапах их жизненного цикла.

  2. В ПОКАС(О) установлены требования к частным программам обеспечения качества деятельности по этапам жизненного цикла, указанным в п. 1.5. Эти требования должны применяться также к деятельности поставщиков (подрядчиков) и субпоставщиков (субподрядчиков) продукции, работ, услуг при выполнении на этих этапах отдельных видов работ (проектное сопровождение строительства, строительно-монтажные работы, монтаж, наладка, обучение, ремонт и др.).

  3. Настоящая ПОКАС(О) входит в состав комплекта документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности, предоставляемых в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору для получения лицензий на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии в случаях, предусмотренных Административным регламентом предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии .

  4. Знание и исполнение положений настоящей ПОКАС(О) (после ввода ее в действие) обязательно для работников центрального аппарата АО «Концерн Росэнергоатом» и Нововоронежской АЭС в объёме их должностных обязанностей, устанавливаемых соответствующими должностными инструкциями, и работников подрядных организаций в объёме соответствующих договоров (контрактов).

  5. Руководство Нововоронежской АЭС обеспечивает доступность ПОКАС(О) для ознакомления любому работнику АЭС, а также предоставляет её подрядным организациям, работы (услуги) которых должны отвечать положениям ПОКАС(О).

  6. Эксплуатирующая организация осуществляет организацию разработки, утверждение, ввод в действие, выполнение, проверку выполнения и оценку результативности выполнения ПОКАС(О).

  7. ПОКАС(О) вводится в действие приказом по Нововоронежской АЭС на основании приказа по эксплуатирующей организации и подлежит пересмотру периодически, один раз в 5 лет. Внесение изменений в ПОКАС(О) производится по результатам внешних и внутренних проверок (аудитов), при изменении организационно-функциональной структуры управления атомной станции, при вводе новых и при изменении требований действующих нормативных документов и с учетом накопленного опыта эксплуатации АЭС в соответствии с СТО 1.1.1.01.003.0859 и порядком, установленным Ростехнадзором.

  8. Реализация ПОКАС(О) и частных программ обеспечения качества основывается на следующих принципах:

    • политика в области качества является элементом единой технической политики эксплуатирующей организации на этапах жизненного цикла ОИАЭ, реализуемой Нововоронежской АЭС, и утверждается ее высшим руководством в составе настоящей ПОКАС(О);

    • управление качеством является аспектом общей функции организационной структуры управления;

    • система качества периодически анализируется руководством Нововоронежской АЭС, чтобы убедиться, что она постоянно удовлетворяет необходимым требованиям и результативна;

    • ответственность за обеспечение качества при выполнении конкретной работы или услуги возлагается на исполнителей, а не на проверяющих качество её выполнения;

    • обеспечивается четкое разграничение обязанностей между всеми исполнителями работ на всех этапах жизненного цикла ОИАЭ, включая и сооружение новых объектов Нововоронежской АЭС, по вопросам качества результатов этих работ;

    • контроль качества деятельности на всех этапах жизненного цикла ОИАЭ и ревизии системы качества осуществляются компетентными лицами или группами лиц, которые не несут непосредственной ответственности за проверяемые участки, не участвовали в проверяемой работе и не являются административно зависимыми от проверяемого субъекта;

    • система качества должна функционировать таким образом, чтобы обеспечить уверенность в том, что проблемы предупреждаются, а не выявляются после возникновения;

    • методы обеспечения качества учитывают установленную нормами и правилами в области использования атомной энергии классификацию оборудования, систем и сооружений по влиянию на безопасность Нововоронежской АЭС;

    • работы, влияющие на безопасность и качество деятельности на всех этапах жизненного цикла ОИАЭ Нововоронежской АЭС, выполняются по документированным процедурам;

    • ПОКАС(О) отражает структуру взаимодействия организаций, участвующих в эксплуатации действующих и сооружении новых ОИАЭ Нововоронежской АЭС, в рамках которой планируется и осуществляется работа по обеспечению качества;

    • осуществляется регулярный контроль соблюдения нормативных требований и четкое документирование результатов этого контроля;

    • выполняется систематический контроль внесения в установленном порядке изменений во всю действующую документацию.

  1. Деятельность по обеспечению качества планируется и реализуется на Нововоронежской АЭС на основе годовых, квартальных и текущих планов-графиков по видам деятельности, утверждаемых в установленном порядке.

Положение
о разработке программ обеспечения качества при проектировании и конструировании изделий, поставляемых на объекты использования атомной энергии

I. Назначение и область применения

1. Положение о разработке программ обеспечения качества при проектировании и конструировании изделий, поставляемых на объекты использования атомной энергии (далее - Положение) входит в число положений о регулировании безопасности объектов использования атомной энергии (руководств по безопасности), носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.


Настоящее Положение содержит рекомендации по разработке программ обеспечения качества (далее - ПОК) при проектировании (конструировании) систем (элементов), влияющих на безопасность объектов использования атомной энергии (далее - ОИАЭ), и при разработке оборудования, входящего в эти системы (элементы) (далее - разработка изделий).

2. Настоящее Положение определяет подходы к реализации требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии к ПОК при выполнении проектно-конструкторских, проектных и конструкторских работ (далее - ПКР) в процессе разработки изделий, поставляемых на ОИАЭ (включая разработку ядерного топлива), а именно:

1) НП-011-99. Требования к программам обеспечения качества для атомных станций. Утверждены постановлением Госатомнадзора России от 21 декабря 1999 г. № 4;

2). НП-041-02. Требования к программе обеспечения качества для объектов ядерного топливного цикла. Утверждены постановлением Госатомнадзора России от 31 декабря 2002 г. № 15;

3) НП-042-02. Требования к программе обеспечения качества для исследовательских ядерных установок. Утверждены постановлением Госатомнадзора России от 31 декабря 2002 г. № 16;


4) НП-056-04. Требования к программе обеспечения качества ядерных энергетических установок судов. Утверждены постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 декабря 2004 г. № 13.

3. Для разработки ПОК при выполнении ПКР в процессе разработки изделий, поставляемых на ОИАЭ, могут быть использованы другие подходы в случае их достаточного обоснования.

II. Общие положения

4. ПОК при разработке изделий устанавливает организационно-технические мероприятия по обеспечению качества изделий, направленные на безопасность ОИАЭ, и разрабатывается с целью обеспечения уверенности у заказчика, других заинтересованных организаций и надзорных органов в том, что ПКР, выполняемые при разработке изделий, поставляемых на ОИАЭ, а также их результаты (проектная, конструкторская и другая техническая документация, изготовленные опытные образцы изделия) удовлетворяют требованиям, установленным в технических регламентах, федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии, техническом задании (далее - ТЗ) на выполнение ПКР или разработку изделий, исходных требованиях заказчика или исходных технических требованиях (далее - ИТТ), договоре на выполнение ПКР, общей программе обеспечения качества для ОИАЭ, проектной, конструкторской, технологической, эксплуатационной документации, разработанной применительно к ОИАЭ, руководящих документах, стандартах и других нормативно-технических документах (далее - НТД).

5. Организация, выполняющая ПКР, разрабатывает, утверждает и согласовывает ПОК до начала регламентируемых в программе работ.


6) используемые термины и их определения (при необходимости).

7. По каждому направлению деятельности, приведенному в ПОК, рекомендуется указать распределение ответственности руководства и персонала организации, а также документы (процедуры), использованные при разработке и реализации мероприятий по данному направлению.

1) существенного изменения требований к ПОК или требований, влияющих на безопасность ОИАЭ и/или на качество ПКР;

2) изменения организационной структуры или границ ответственности подразделений и организаций;


3) изменения порядка выполнения ПКР;

4) наличия существенных замечаний или несоответствий, выявленных в процессе внутренних и внешних проверок (аудитов) ПОК.

9. В случае обнаружения недостатков в ПОК (включая ее недостаточную результативность), организация, ответственная за разработку и реализацию этой программы, принимает меры к их устранению в ПОК и (или) в работе организации.

10. Для вновь разрабатываемых изделий допускается использовать типовые программы обеспечения качества, действующие в организации, при условии, что они учитывают специфику требований к этим изделиям и удовлетворяют требованиям к обеспечению качества, установленным заказчиком.

11. В разделе «Политика в области качества» приводится политика в области качества деятельности организации, которая:


1) цель (назначение), область распространения (применения) ПОК;

2) перечень НТД, в соответствии с которыми разработана ПОК (допускается ссылка на приложение к ПОК);

3) информацию об общей программе обеспечения качества (при ее наличии), в рамках которой разработана ПОК;

4) порядок и периодичность анализа и пересмотра ПОК.

13. В разделе «Организационная деятельность по обеспечению качества» рекомендуется привести:


1) перечень основных документов, определяющих организационно-правовую форму организации;

2) информацию об области деятельности организации, определенной в ее Уставе;

3) сведения о наличии у организации лицензий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) на право ведения работ в определенной области использования атомной энергии и лицензий других федеральных органов исполнительной власти (на момент окончания разработки ПОК);

4) информацию о распределении ответственности за осуществление деятельности в области качества между организациями, участвующими в разработке изделия, и эксплуатирующей организацией ОИАЭ;

5) краткое описание системы менеджмента качества (далее - СМК) организации (с указанием основных документов и сертификатов соответствия при их наличии).

1) основные принципы управления качеством, на которых основана деятельность организации;

2) организационную структуру организации в части, относящейся к выполнению ПОК (с указанием ответственного за качество представителя руководства организации и подразделений, осуществляющих нормоконтроль, технологический, инспекционный контроль, метрологический надзор и контроль, авторское сопровождение, управление качеством);

3) функциональные обязанности, полномочия и границы ответственности, порядок взаимодействия должностных лиц, руководящих ПКР, выполняющих и оценивающих ПКР (при этом рекомендуется исключить дублирование подчиненности и дублирование исполнения);

4) полномочия и границы разделения ответственности по работам, выполняемым подрядными организациями в рамках ПОК;

5) основные функции персонала организации и ее подразделений при разработке и выполнении политики в области качества, ПОК, обеспечении и контроле качества выполняемых ПКР и опытных образцов изделий;

6) краткое описание порядка деятельности по управлению качеством, включая ее планирование, выполнение, контроль, анализ, оценку и улучшение.

13.2. Принципы управления качеством при выполнении ПКР рекомендуется формулировать с учетом следующих положений:

1) деятельность по обеспечению качества осуществляется на основе дифференцированного подхода, основанного на классификации изделий и выполняемых работ по их влиянию на безопасность ОИАЭ (с учетом потенциальной опасности изделий ненадлежащего качества и надежности при их эксплуатации);

2) технические и организационные решения, принимаемые при выполнении ПКР для обеспечения безопасности ОИАЭ, соответствуют требованиям НТД и обосновываются расчетами, исследованиями, испытаниями, апробацией, прежним опытом выполнения аналогичных работ и опытом эксплуатации однотипных изделий, а также анализом достигнутого уровня науки и техники;

3) при изменении требований действующих и вводе в действие новых НТД проводится анализ влияния на безопасность выявленных отступлений от новых требований, разработка и реализация мероприятий по устранению и/или компенсации влияния отступлений на безопасность ОИАЭ;

4) изменения в организационной структуре для исключения их возможного отрицательного влияния на качество выполнения ПКР обосновываются заранее, тщательно планируются и оцениваются после их осуществления руководством организации;

5) между руководителями, исполнителями работ и работниками, осуществляющими контроль выполнения работ, устанавливается разграничение полномочий и обязанностей, исключающее их дублирование, при этом ответственность за качественное выполнение конкретной работы лежит на непосредственных исполнителях;

6) ответственность за выполнение ПОК лежит на руководстве организации.

13.3. При необходимости в разделе приводят требования к ПОК подрядных организаций, участвующих в выполнении ПКР, являющиеся дополнительными по отношению к требованиям, устанавливаемым федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии и (или) общей программой обеспечения качества для ОИАЭ.

14. В разделе «Управление персоналом» описывают действующую в организации систему подбора, подготовки персонала и поддержания его квалификации. Рекомендуется привести информацию:

1) о мерах, обеспечивающих комплектацию персонала и его профессиональную компетентность на уровне, достаточном для качественного выполнения ПКР в установленные сроки;

2) о наличии требований к персоналу, выполняющему работы, влияющие на качество ПКР, непосредственно осуществляющему контроль качества ПКР, испытания и проверки (включая данные о наиболее важных признаках квалификации, виде и продолжительности обучения применительно к конкретным должностным обязанностям, объемах знаний и практического опыта и т.п.);

3) о разработке, реализации и проведении анализа программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации, аттестации и проверки знаний персонала, обеспечивающих изучение федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, требований по безопасности ОИАЭ и качеству выполняемых ПКР в соответствии с должностными обязанностями работников (в том числе при вводе в действие новых НТД и изменении действующих документов);

4) о порядке ведения учетной документации по управлению персоналом (в том числе о графиках проведения занятий, журналах посещаемости, удостоверениях о проверке знаний и др.);

5) о деятельности администрации организации по формированию и поддержанию культуры безопасности, осознанию каждым работником организации личной причастности к вопросам обеспечения качества;

6) о порядке контроля качества и оценке результативности деятельности, связанной с подбором, подготовкой и поддержанием квалификации персонала организации.

15. В разделе «Управление документами» описывают действующую в организации систему управления документами, используемыми при выполнении ПКР.

а) распространяется на все виды используемой при выполнении ПКР документации (в том числе нормативную, техническую, регламентирующую, методическую, организационную, проектную, конструкторскую, технологическую, программную, исполнительную, отчетную, поставочную и др.);

б) основана на едином порядке обращения с документами, включающем разработку, выявление и устранение несоответствий, утверждение, согласование, ввод в действие, тиражирование, классификацию, идентификацию, инвентаризацию, регистрацию, пересмотр, рассылку, хранение, уничтожение документов;

в) направлена на:

обеспечение полноты, достоверности, непротиворечивости и обоснованности используемых документов;

исключение применения устаревших и аннулированных документов;

своевременное обнаружение несоответствий и внесение необходимых изменений;

обеспечение рабочих мест действующими документами.

а) применение документов в том случае, если они не противоречат требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и другой документации;

б) проверку наличия на месте выполнения ПКР до начала этих работ необходимых действующих документов, в соответствии с требованиями которых принимаются технические и организационные решения;

в) контроль записей регистрации, размножения, рассылки, изъятия, уничтожения, хранения документов;

г) своевременное аннулирование документов, действие которых приостановлено (включая отдельное хранение отмененной или замененной документации);

д) выполнение документов на носителе информации, гарантирующем их удобочитаемость и сохранность;

е) идентификацию и сохранение документов, отражающих основные этапы выполнения ПКР (включая источники, обосновывающие принятие конечных решений), а также изменения и дополнения к ним в течение установленного срока.

16. В разделе «Управление поставками оборудования, комплектующих изделий, материалов, а также предоставляемыми услугами» описывают порядок выполнения деятельности, осуществляемой с целью обеспечения соответствия установленным требованиям оборудования, комплектующих изделий и материалов, применяемых при изготовлении опытных или головных образцов изделий, а также услуг (работ), предоставляемых (выполняемых) подрядными организациями.

а) проверку наличия у организации лицензии Ростехнадзора на право выполнения соответствующих работ (предоставления услуг) - при их необходимости;

б) проведение анализа опыта потребителей идентичной (или подобной) продукции или услуг, выполненных предполагаемым поставщиком; опыта эксплуатации продукции предполагаемого поставщика; имеющихся данных, относящихся к закупаемым продуктам или обеспечиваемым услугам, являющихся представительными характеристиками текущей способности предполагаемого поставщика обеспечить качество применяемой продукции или предоставляемых услуг (выполняемых работ) в соответствии с требованиями НТД и документации о поставке в установленные сроки при соответствующей экономической эффективности;

в) проведение, при необходимости, аудита СМК поставщика в отношении предоставляемых услуг (выполняемых работ) и (или) изготовления применяемой продукции.

2) В разделе описывают порядок проверки применяемой продукции (до ее использования) на соответствие требованиям, установленным в НТД, и требованиям к поставке, которые обеспечиваются:

а) проверкой выполнения условий подготовки, рассмотрения, согласования и утверждения поставочных документов, включая проверку наличия сертификатов соответствия (в том числе, при необходимости, в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения);

б) анализом наличия установленных требований к качеству применяемой продукции и возможностей их проверки; требований к маркировке, консервации, упаковке, погрузке, транспортировке, разгрузке, условиям хранения, переконсервации; требований к персоналу, выполняющему работы, связанные с применяемой продукцией, и др.;

в) контролем соответствия данных о качестве продукции, полученных от поставщика, установленным требованиям;

г) проведением контрольных операций (испытаний);

д) корректирующими и предупреждающими мерами (в том числе в части обращения с несоответствующей продукцией) и оценкой их эффективности (результативности).

17. В разделе «Производственная деятельность» описывают порядок выполнения ПКР на всех этапах разработки изделий, включая:

1) разработку ТЗ (ИТТ) на изделия;

2) стадии разработки технической документации (например, разработка конструкторской документации в общем случае предусматривает стадии технического предложения, эскизного проекта, технического проекта, разработки рабочей документации);

3) разработку и отработку технологии изготовления и оборудования для изготовления опытных образцов изделия, организацию производства, изготовление опытных образцов изделия и проведение их испытаний (контроля);

4) приемку результатов ПКР.

1) разработкой, согласованием и утверждением ТЗ (ИТТ), устанавливающего стадии и этапы разработки, требования к параметрам и характеристикам изделия (включая требования к качеству и надежности изделий с учетом их влияния на безопасность ОИАЭ);

2) проведением оценки технического уровня разрабатываемых изделий на соответствие мировому уровню (на стадии разработки ТЗ (ИТТ) до его утверждения);

3) распределением ответственности за разработку и контроль технической документации с установлением границ выполнения ПКР и взаимодействий между подразделениями организации и подрядными организациями;

4) подготовкой договорных документов, планов и графиков разработки технической документации, требований на разработку; выдачей заданий подрядным организациям и подразделениям;

5) контролем соответствия разрабатываемой технической документации требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, ТЗ (ИТТ), стандартам Единой системы конструкторской документации, Единой системы технологической документации и Единой системы программной документации, проектным спецификациям, чертежам, инструкциям и др.;

6) изготовлением и испытанием головных образцов и опытных образцов изделий, которые планируется после испытаний поставить на ОИАЭ, в соответствии с планами качества.

17.2. В разделе рекомендуется указать, что при выполнении ПКР, связанных с разработкой изделий, используемых на ОИАЭ при обращении с радиоактивными отходами (далее - РАО), разрабатываются мероприятия, обеспечивающие в процессе эксплуатации и вывода из эксплуатации этих изделий:

1) предотвращение незапланированного накопления РАО;

2) ограничение образования РАО на минимальном, практически достижимом уровне;

3) организацию контроля качества проведения технологических процессов при обращении с РАО.

1) функциональные и эксплуатационные требования, распространяющиеся на изделие;

2) соответствующие законодательные и другие обязательные требования;

3) информацию, взятую из опыта предыдущих разработок, изготовления и эксплуатации аналогичных изделий;

4) другие требования, влияющие на безопасность ОИАЭ и качество изделий.

1) анализ входных данных для выполнения ПКР и выявление наиболее эффективных решений для их реализации может осуществляться по результатам ранее выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а форма представления входных данных, их содержание и сроки представления оговариваются в договоре на выполнение ПКР.

2) выходные данные выполненных ПКР:

а) документально представляют в виде технической документации, содержащей в общем случае графическую часть, текстовую документацию, расчеты, протоколы испытаний, обоснования, заключения изготовителей, эксплуатирующей организации и др.;

б) соответствуют входным данным (требованиям) разработки или превосходят их;

г) обеспечивают соответствующей информацией деятельность по изготовлению и эксплуатации изделия;

д) идентифицируют параметры и характеристики изделия, влияющие на его качество и надежность;

е) являются контролепригодными, т.е. подтверждаются контролем выполненных ПКР и испытаниями на различных этапах и стадиях выполнения ПКР с тем, чтобы убедиться в соответствии параметров и характеристик изделия установленным требованиям в ТЗ (ИТТ) и других документах (протоколах, актах и т.д.);

ж) верифицируются относительно входных данных и утверждаются до их последующего использования.

17.5. В разделе рекомендуется описать действующие процедуры контроля за соблюдением при выполнении ПКР требований ТЗ, технических регламентов, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и процедуры, подтверждающие правильность принятых технических решений в процессе технического контроля, нормоконтроля, метрологического надзора и контроля и надзора, испытаний, авторского сопровождения, а также контроля, осуществляемого заказчиком и другими организациями (в процессе внешнего контроля). При этом рекомендуется указать следующее:

1) технический контроль осуществляется в заранее установленных в ТЗ (ИТТ) и (или) планах ПКР контрольных точках в зависимости от стадии или этапа выполнения ПКР и предусматривает проверку полноты, достоверности и обоснованности представленной информации, в том числе:

а) анализ соответствия проверяемых документов, входящих в ПКД, требованиям ТЗ (ИТТ) и НТД;

б) оценку принятых конструктивных решений по научным и техническим показателям, включая анализ соответствия конструктивных решений выполненным расчетам, анализ правильности выполнения расчетов (например, путем сопоставления их результатов с результатами, полученными с помощью альтернативных методов расчета, испытаний, моделирования), сопоставление нового проекта с аналогичным проектом, проверенным на практике, если такой существует; анализ правильности выбора оборудования, полуфабрикатов, комплектующих изделий и материалов;

в) анализ правильности выполнения спецификаций, относящихся к проверяемому документу; указания размеров, параметров, проекций, разрезов, сечений, видов, выбранных материалов, компоновки листа, выбора масштаба, графического исполнения чертежей и схем) и др.;

г) анализ правильности применения нормативных, расчетных документов;

2) в процессе нормоконтроля осуществляют проверку соответствия разработанной технической документации требованиям действующих НТД;

3) метрологическая экспертиза предусматривает анализ и оценку технических и организационных решений, относящихся к выбору измеряемых параметров, установлению требований к точности измерений, выбору методов и средств измерений и их метрологическому обслуживанию, разработке методик контроля, измерений, обработке их результатов и др.;

5) внешний контроль (экспертиза) выполненных ПКР осуществляется заказчиком, эксплуатирующей организацией, вышестоящими организациями, специализированными экспертными организациями в соответствии с установленным ими порядком.

17.6. В разделе рекомендуется указать требования, предъявляемые к должностным лицам, участвующим в деятельности по контролю разработанной технической документации, с учетом того, что они не принимают непосредственного участия в разработке проверяемой документации, их квалификация не ниже квалификации исполнителей и они имеют опыт выполнения аналогичных ПКР. При этом технический контроль проводится в подразделениях, разрабатывающих документацию, специалистами, назначенными руководством; все остальные виды контроля, как правило, осуществляются в специализированных подразделениях или подрядными организациями.

17.7. В разделе рекомендуется указать, что в результате контроля ПКР определяются и прогнозируются области возможного возникновения проблем и несоответствий, а также проводятся корректирующие воздействия и разрабатываются меры, предупреждающие их возникновение в будущем и обеспечивающие соответствие окончательных результатов ПКР требованиям заказчика.

1) на стадии технического проекта - защита результатов выполненных ПКР на научно-техническом совете организации или заказчика с участием представителей изготовителя (при необходимости);

2) при завершении ПКР - рассмотрение результатов ПКР приемочной комиссией, в ходе которого проводится проверка результатов выполненных работ на соответствие требованиям НТД, ТЗ (ИТТ), оценка научно-технического уровня принятых технических решений, их обоснованность и принятие решения о целесообразности использования полученных результатов при создании рабочей документации.

1) проведение приемочных испытаний и анализ их результатов;

2) рассмотрение разработанных технических документов;

3) составление и утверждение акта, в котором указывается соответствие разработанных изделий требованиям технических условий (ТЗ, ИТТ) и возможность их изготовления;

4) анализ результатов оценки технического уровня, технологичности, конкурентоспособности и качества изделий (в том числе показателей надежности изделий в условиях хранения и эксплуатации);

5) анализ результатов оценки разработанной технической документации и др.

1) оформление извещений об изменении, разрешений на внесение изменений в разработанную техническую документацию;

2) согласование изменения технической документации с заказчиком, контролирующими и надзорными органами, организациями и подразделениями, которые ранее согласовывали эти документы;

3) внесение изменений в техническую документацию для систем (элементов), важных для безопасности ОИАЭ, в соответствии с требованиями Ростехнадзора, устанавливающими основные положения подготовки, рассмотрения и принятия решений по изменениям проектной и конструкторской документации, влияющим на обеспечение ядерной и радиационной безопасности ОИАЭ;

4) анализ необходимости корректировки других документов, связанных с измененной документацией, и контроль этих изменений;

5) принятие решения о целесообразности переиздания документации при наличии большого числа внесенных в нее изменений;

7) контроль получения измененной документации адресатами и изъятия устаревших ее версий.

18. В разделе «Испытания» приводят информацию о порядке проведения, контроля назначения и результатов испытаний, а также порядке их валидации (если испытания запланированы при выполнении ПКР).

1) лабораторные исследовательские, стендовые и другие испытания моделей, макетов, натурных составных частей изделия, а также доводочные испытания экспериментальных и опытных образцов в условиях, имитирующих реальные условия эксплуатации, в ходе которых выбираются, отрабатываются и проверяются новые технические решения, обеспечивающие достижение основных эксплуатационных характеристик изделий;

2) контрольные испытания опытных образцов (опытной партии, головных образцов) изделия, к которым относятся:

а) предварительные испытания, проводимые с целью предварительной оценки соответствия опытного образца изделия требованиям ТЗ (ИТТ), корректировки ПКД, а также для определения готовности опытного образца к приемочным испытаниям;

б) приемочные испытания, проводимые с целью оценки соответствия всех характеристик изделия требованиям, установленным в ТЗ (ИТТ); проверки и подтверждения соответствия опытного образца изделия требованиям ТЗ (ИТТ) в условиях, максимально приближенных к условиям реальной эксплуатации изделия, а также для принятия решений о возможности изготовления и поставок изделия на ОИАЭ.

в) испытания на надежность, проводимые с целью оценки соответствия показателей надежности изделий требованиям, установленным в ТЗ (ИТТ).

1) полноты состава видов испытаний, предусмотренных для верификации результатов ПКР;

2) достоверности и приемлемости полученных результатов испытаний;

3) наличия утвержденных и согласованных программ и методик испытаний;

4) готовности испытательного оборудования к обеспечению установленных технических характеристик изделий и их контролю (включая требования по безопасности и надежности);

5) соответствия материально-технического и метрологического обеспечения требованиям, гарантирующим создание условий и режимов испытаний, указанных в программе и методике испытаний, обеспечивающих получение достоверных результатов;

6) выполнения требований к срокам проведения испытаний, к квалификации и опыту персонала, допущенного к испытаниям;

7) информации о том, как в программах и методиках испытаний отражаются модель эксплуатации изделия, требования к метрологическому обеспечению, условия приемлемости результатов испытаний, представительность испытаний по объёму и составу изделий;

8) возможности использования результатов приемочных испытаний при оценке соответствия изделия (в том числе, при проведении его обязательной сертификации в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения);

9) правильности документирования результатов испытаний и оценки их приемлемости (достоверности).

18.3. В разделе рекомендуется указать, что в случае, если в результате проведения испытаний установлено несоответствие параметров или характеристик изделия заданным требованиям, предусматривается проведение анализа последствий выявленных отклонений (несоответствий) с учетом их влияния на безопасность ОИАЭ, разработка необходимых корректирующих мер и оценка их результативности.

19. В разделе «Метрологическое обеспечение» описывают порядок осуществления деятельности, направленной на установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства, требуемой точности и достоверности измерений.

В рамках деятельности по метрологическому обеспечению в разделе рекомендуется указать на необходимость выполнения и контроля следующих мероприятий на основе безусловного соблюдения требований документов государственной системы обеспечения единства измерений:

1) проведение метрологической экспертизы разрабатываемой технической документации;

2) разработка и согласование номенклатурных перечней основных параметров изделия, подлежащих измерению, а также перечней применяемых при выполнении ПКР средств измерений, контрольного и испытательного оборудования (с указанием класса их точности, методик выполнения измерений и др.);

3) приобретение, изготовление, идентификация, учет, хранение, эксплуатация (включая техническое обслуживание и ремонт), списание средств измерений, контрольного и испытательного оборудования;

4) калибровка и поверка средств измерений, аттестация испытательного оборудования и методик, проверка контрольного оборудования в соответствии с установленными процедурами и разработанными перечнями и графиками;

5) ведение, учет и хранение протоколов документации по метрологическому обеспечению;

6) метрологический надзор подразделений и подрядных организаций, применяющих средства измерений, контрольное и испытательное оборудование.

20. В разделе «Обеспечение качества программных средств и расчетных методик» описывают порядок осуществления деятельности по обеспечению качества программных средств (далее - ПС) и расчетных методик, включающий:

1) организацию взаимодействия между подразделениями организации в части подготовки данных для проведения расчетных работ;

2) организацию разработки ПС и расчетных методик, использования ПС и расчетных методик, разработанных сторонними предприятиями;

3) применение лицензированных ПС, разработанных сторонними предприятиями;

4) регистрацию, верификацию и аттестацию ПС и расчетных методик.

В разделе рекомендуется привести перечень ПС и расчетных методик, используемых при выполнении ПКР, с указанием области их применения и информации о регистрации, верификации и аттестации ПС в порядке, установленном Ростехнадзором.

21. В разделе «Обеспечение надежности» описывают порядок осуществления деятельности, направленной на обеспечение, подтверждение и контроль соответствия установленным требованиям показателей надежности разрабатываемых изделий.

В рамках деятельности по обеспечению надежности рекомендуется осуществлять:

1) выбор номенклатуры и нормирование показателей надежности изделия и его элементов с учетом возможных вариантов схемно-конструктивных решений, особенностей изделия, режимов и условий его эксплуатации, показателей надежности лучших отечественных и зарубежных аналогов;

2) анализ видов возможных отказов и тяжести их последствий, установление критериев отказов и критериев предельного состояния, расчет показателей надежности для критичных отказов или для всей совокупности возможных отказов, выбор оптимального по надежности варианта;

3) разработку и обоснование требований к надежности элементов изделия;

4) выбор конструкционных материалов и элементов с учетом требований к надежности элементов и изделия в целом;

5) разработку организационных и технических решений и мероприятий, обеспечивающих необходимую стойкость и работоспособность изделий в заданных условиях (включая внешние воздействующие факторы), режимах и времени эксплуатации;

6) разработку (выбор) методов и средств контроля технического состояния (диагностирования);

7) выбор методов контроля показателей надежности;

8) уточненную расчетную оценку (прогнозирование) показателей надежности изделия в целом и его элементов;

9) разработку программ и методик испытаний на надежность опытного образца изделия (партии изделий) или головного изделия;

10) экспериментальную отработку и испытания на надежность опытных образцов, элементов и изделия в целом;

11) анализ причин отказов и повреждений опытных образцов, разработку мероприятий по их устранению;

12) анализ разработанных правил эксплуатации, эксплуатационной и ремонтной документации по периодичности и объёму планового технического обслуживания и ремонта изделий для поддержания и восстановления заданных требований к надежности;

13) выбор необходимой номенклатуры и стратегии пополнения комплекта запасных изделий и инструментов в период эксплуатации;

14) выбор и обоснование системы сбора и обработки информации о надежности изделий и их элементов на различных стадиях жизненного цикла;

15) разработку требований к технологии изготовления, анализ предлагаемой технологии изготовления с точки зрения обеспечения качества элементов, являющихся критическими в обеспечении надежности изделий;

16) разработку (при необходимости) методических, технических и инструктивных документов по обеспечению надежности.

В разделе рекомендуется привести сведения о функционировании системы обратной связи между эксплуатирующей организацией ОИАЭ и организацией, разрабатывающей изделие, для получения информации о работоспособности и отказах спроектированных ранее аналогичных изделий (и их элементов), эксплуатируемых на ОИАЭ.

22. В разделе «Контроль несоответствий» описывают порядок выполнения деятельности, направленной на своевременное выявление и устранение несоответствий, связанных с нарушением установленных в НТД требований или отступлениями от них, которые приводят к снижению качества выполняемых ГЖР или изделий.

1) источником данных о несоответствиях являются результаты испытаний элементов, опытных образцов изделий, изделий первой промышленной партии, результаты инспекций, проверок ПОК, входного контроля качества материалов, комплектующих изделий, результаты контроля работ (услуг), технологических процессов и др.;

2) анализ влияния выявленных несоответствий на безопасность, предусматривает выявление непосредственных и коренных причин несоответствий, их систематизацию и ранжирование, определение существенных факторов, отрицательно влияющих на качество выполнения работ;

3) обеспечивается исключение возможности использования (в том числе случайного) материалов и изделий, а также выполнения работ, не соответствующих установленным требованиям;

4) осуществляется в установленном порядке уведомление руководства соответствующего уровня о несоответствиях и о наметившихся тенденциях в причинах и характере нарушений и отступлений от требований НТД (при этом Ростехнадзор и другие надзорные органы информируются о несоответствиях, влияющих на безопасность ОИАЭ, исправление которых возможно только при принятии специальных решений, требующих внесения изменений в проектную, конструкторскую документацию или в НТД, а также при остановке работ по предписаниям надзорных органов).

1) изменение организации контроля качества выполнения работ;

2) доработку (изменение) или выпуск новых документов;

3) совершенствование порядка административного контроля, устранение недостатков управления, распределение обязанностей персонала по проведению корректирующих и предупреждающих мер;

4) повышение квалификации исполнителей (в том числе, переподготовка и повторная аттестация персонала, ответственного за появление условий, отрицательно влияющих на качество ПКР);

5) усиление ответственности за невыполнение (ненадлежащее выполнение) должностных обязанностей;

6) замену подрядной организации;

7) замену или совершенствование дефектных изделий;

8) контроль за эффективностью (результативностью) принятых корректирующих и предупреждающих мер;

9) обеспечение документального оформления и доведения до сведения руководства соответствующего уровня и исполнителей результатов анализа причин возникновения несоответствий и принятых корректирующих и предупреждающих мер.

22.3. Входными данными для разработки корректирующих и предупреждающих мер являются сведения из эксплуатирующей организации ОИАЭ; результаты самопроверки персоналом выполненных работ, технического и технологического контроля, метрологической экспертизы, нормоконтроля, инспекций, испытаний, проверок ПОК, авторского сопровождения изготовления и эксплуатации ранее разработанных аналогичных изделий; информационные материалы о несоответствиях на ОИАЭ и др.

23. В разделе «Управление записями по качеству» описывают порядок осуществления деятельности, направленной на формирование и ведение документации, в которой отражается информация о качестве выполнения ПКР (в том числе результаты проверок, инспекций, испытаний, анализов, отчеты о несоответствиях, предписания по устранению несоответствий, сертификаты соответствия, паспорта на материалы, изделия и др.).

1) установление вида записей по качеству, в зависимости от важности, и их идентификацию на основе системного учета и регистрации носителей информации;

2) обеспечение полноты и своевременности представления информации о качестве на основе действующей системы сбора, регистрации, обеспечения доступа, составления картотеки, хранения, ведения, передачи данных и уничтожения зарегистрированной утратившей силу документации по качеству;

3) обеспечение необходимых условий для длительного хранения записей в соответствующих помещениях, в условиях, исключающих их порчу и потерю;

4) использование на рабочих местах только действующих записей (когда отмененная или замененная документация своевременно возвращена в архив и соответствующим образом замаркирована с целью предупреждения ее случайного использования);

5) установление периодичности и форм представления отчетности по качеству;

6) оперативную передачу информации о принятых решениях исполнителям;

7) сбор и анализ информации о реализации принятых решений;

8) составление отчетов, содержащих результаты проведенных проверок по использованию документов, качеству технической документации (включая сведения о взаимоувязанных изменениях ПОК и документов СМК) и др.

24. В разделе «Проверки ПОК» описывают порядок проведения проверок (аудитов) выполнения ПОК организации и частных ПОК подрядных организаций по всем направлениям деятельности, описанных в этих программах.

1) для систематической оценки эффективности (результативности) ПОК, оценки эффективности управления деятельностью организации и выполнения её персоналом должностных обязанностей;

2) после внесения значительных изменений в ПОК и (или) если требуется пересмотр ПОК;

4) при необходимости контроля реализации корректирующих и предупреждающих мер;

5) для оценки деятельности подрядной организации до заключения договора (контракта) на поставку материалов, изделий и предоставление услуг (выполнение работ);

6) после заключения договора для проверки выполнения подрядчиком обязанностей и требований в соответствии с договором и НТД.

1) организация проводит внутренние проверки ПОК в своих подразделениях и внешние проверки частных ПОК в соответствии с разработанной процедурой;

2) внешние проверки выполнения ПОК проводятся вышестоящими организациями и эксплуатирующими организациями в соответствии с установленным ими порядком;

3) плановая проверка ПОК осуществляется в соответствии с графиком проверок выполнения ПОК, утверждаемым руководством проверяющей организации;

4) внеплановая проверка ПОК осуществляется в случаях выявления тенденции к снижению качества выполняемых ПКР и их результатов, а также при необходимости проверки реализации запланированных корректирующих и предупреждающих мер и оценки их эффективности (результативности).

24.3. В рамках деятельности, связанной с проверками ПОК, рекомендуется предусматривать выполнение мер, обеспечивающих в том числе:

1) назначение проверяющей комиссии с соответственно подобранным, обученным и аттестованным персоналом, непосредственно не отвечающим за выполнение проверяемой работы;

2) разработку проверяющей комиссией плана проверки ПОК;

3) заблаговременное уведомление руководства проверяемой организации (подразделения) об объеме и сроках проведения проверки ПОК (в случае проведения внеплановых проверок допускается проведение проверки без предварительного уведомления);

4) рассмотрение результатов проверки ПОК на заседании проверяющей комиссии с участием руководства проверяемой организации (подразделения);

5) разработку и реализацию плана корректирующих и предупреждающих мер, предусматривающего, при необходимости, корректировку ПОК, а также представление отчета об его выполнении;

6) документальное оформление проверяющей комиссией результатов проверок выполнения ПОК в виде отчета, содержащего предложения по устранению выявленных несоответствий и оценку эффективности (результативности) корректирующих и предупреждающих мер, принятых по результатам предыдущей проверки.

Требования и рекомендации к частным программам обеспечения качества
  1. Общие требования к частным программам обеспечения качества

      Требования к частным программам разработаны на основе НП-090 «Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии» с учетом РД ЭО 1.1.2.25.1077 «Требования к содержанию и порядок разработки Общей программы обеспечения качества атомной станции» и ТПРГ 1.2.6.9.0091 «Типовая Общая программа обеспечения качества для объекта использования атомной энергии ОАО «Концерн Росэнергоатом».

      Настоящие требования устанавливают цели, основные принципы, требования к структуре, содержанию, порядку разработки, согласования и утверждения частных программ обеспечения качества на различных этапах жизненного цикла ОИАЭ, включая лицензируемые виды деятельности Нововоронежской АЭС и обязательны для всех участников создания, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации ОИАЭ Нововоронежской АЭС (в том числе поставщиков, субпоставщиков, подрядчиков, субподрядчиков).

    1. Требования к техническому содержанию программ обеспечения качества сооружения объектов использования атомной энергии определены РД ЭО 1.1.2.25.0655.

    2. Структура программ обеспечения качества должна соответствовать требованиям НП-090 и настоящей ПОКАС(О). При необходимости допускается разработка дополнительных разделов, приложений. В то же время программа должна описывать все затронутые в НП-090 и настоящей программе вопросы. В случае отсутствия описания какой-либо деятельности при одобрении программ или проведении проверок должны быть даны необходимые обоснования и разъяснения и сделана запись о выявленном несоответствии.

    3. Эксплуатирующей организацией и организациями, осуществляющими деятельность, влияющую на безопасность ОИАЭ, на отдельных этапах жизненного цикла ОИАЭ и (или) при осуществлении лицензируемого вида деятельности в области использования атомной энергии должны быть разработаны (пересмотрены) следующие основные частные ПОК:


  • ПОК(П) - программа обеспечения качества при проектировании ОИАЭ/АЭС/ блока АЭС;

  • ПОК(РУ) - программа обеспечения качества при разработке реакторной установки для ОИАЭ/блока АЭС;

  • ПОК(Р) - программа обеспечения качества при разработке оборудования, изделий и систем, важных для безопасности ОИАЭ/АЭС/блока АЭС;

  • ПОК(И) - программа обеспечения качества при изготовлении оборудования, изделий и систем, важных для безопасности ОИАЭ/АЭС/блока АЭС;

  • ПОК(С) - программа обеспечения качества при сооружении ОИАЭ/АЭС/блока АЭС;

  • ПОКАС(ВЭ) - программа обеспечения качества при вводе в эксплуатацию ОИАЭ/блока АЭС;

  • ПОКАС(Э) - программа обеспечения качества при эксплуатации ОИАЭ/АЭС/блока АЭС;

  • ПОКАС(ВвЭ) - программа обеспечения качества при выводе из эксплуатации ОИАЭ/блока АЭС;

  • частная программа обеспечения качества при эксплуатации пункта хранения ядерных материалов – отдельно стоящего хранилища отработавшего топлива (ОСХОТ);

  • частная программа обеспечения качества при эксплуатации хранилища твердых радиоактивных отходов для временного хранения 10000 контейнеров с РАО (ХТРО);

  • ПОКАС(Р) – частная программа обеспечения качества при разработке конструкторской документации на изделия для ремонта и модернизации оборудования энергоблоков Нововоронежской АЭС;

  • ПОКАС(И) – частная программа обеспечения качества при изготовлении изделий для ремонта и модернизации оборудования энергоблоков Нововоронежской АЭС;

  • частная программа обеспечения качества при использовании ядерных материалов и/или радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в защитной («горячей») камере блока №1 Нововоронежской АЭС.
Частную программу обеспечения качества при проектировании энергоблоков №1 и №2 Нововоронежской АЭС-2 ПОК(П) разрабатывает генеральный проектировщик Нововоронежской АЭС-2 – АО «Атомэнергопроект».

Частную программу обеспечения качества при разработке реакторной установки для энергоблока №1 и №2 Нововоронежской АЭС-2 ПОК(РУ) разрабатывает главный конструктор РУ – ОКБ «Гидропресс».

Частную программу обеспечения качества при разработке оборудования, изделий и систем, важных для безопасности Нововоронежской АЭС ПОК(Р) разрабатывает предприятие – разработчик оборудования.

Частную программу обеспечения качества при изготовлении оборудования, изделий и систем, важных для безопасности Нововоронежской АЭС ПОК(И) разрабатывает предприятие – изготовитель оборудования.

Частную программу обеспечения качества при сооружении энергоблоков №1 и №2 Нововоронежской АЭС-2 ПОК(С) разрабатывает генеральный подрядчик по строительству АЭС-2 – АО «Атомэнергопроект».

Частную программу обеспечения качества при вводе энергоблоков №1 и №2 Нововоронежской АЭС-2 в эксплуатацию ПОКАС(ВЭ) разрабатывает Нововоронежская АЭС.

Частную программу обеспечения качества при эксплуатации энергоблоков Нововоронежской АЭС ПОКАС(Э) разрабатывает Нововоронежская АЭС.

Частные программы обеспечения качества на этапах выводе из эксплуатации энергоблоков Нововоронежской АЭС ПОКАС(ВвЭ) разрабатывает Нововоронежская АЭС и филиал АО «Концерн Росэнергоатом» Опытно-демонстрационный инженерный центр по выводу из эксплуатации.

Частную программу обеспечения качества при эксплуатации пункта хранения ядерных материалов – отдельно стоящего хранилища отработавшего топлива (ОСХОТ) разрабатывает Нововоронежская АЭС.

Частную программу обеспечения качества при эксплуатации хранилища твердых радиоактивных отходов для временного хранения 10000 контейнеров с РАО (ХТРО) разрабатывает Нововоронежская АЭС.

Частную программу обеспечения качества при разработке конструкторской документации на изделия для ремонта и модернизации оборудования энергоблоков ПОКАС(Р) Нововоронежской АЭС разрабатывает Нововоронежская АЭС.

Частную программу обеспечения качества при изготовлении изделий для ремонта и модернизации оборудования энергоблоков Нововоронежской АЭС разрабатывает ПОКАС(И) Нововоронежская АЭС.

Примечание - Требования к ПОК(ВП) не предусматриваются в настоящей версии ПОКАС(О), т.к. этап выбора площадки для Нововоронежской АЭС завершен.

Другие частные программы обеспечения качества на выполняемые работы и предоставляемые услуги, разрабатываются поставщиками этих работ и услуг, с учетом требований НП 090 и данной ПОКАС(О).

      1. Эксплуатирующая организация осуществляет согласование, контроль за выполнением и оценку результативности выполнения ПОК организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующей организации.

      2. Организация, осуществляющая деятельность в области использования атомной энергии, должна осуществлять:


  • организацию разработки, утверждение, ввод в действие, выполнение, проверку выполнения и оценку результативности своей частной ПОК;

  • согласование, контроль за выполнением и оценку результативности выполнения частных ПОК своих подрядных организаций.

        Допустимость разработки одной ПОК для нескольких видов деятельности в области использования атомной энергии в отношении одного или нескольких ОИАЭ, на которых осуществляется указанная деятельность, а также допустимость разработки одной частной ПОК при проектировании (конструировании) и (или) при изготовлении ряда изделий, поставляемых на ОИАЭ, или при выполнении работ (предоставлении услуг) на различных ОИАЭ должна быть обоснована в соответствующей ПОК.

      1. Частная ПОК должна быть утверждена и введена в действие в организации до начала осуществления деятельности в области использования атомной энергии, на которую она распространяется, и должна устанавливать порядок ее пересмотра (не реже 1 раза в 5 лет) и внесения в нее необходимых изменений и дополнений.

      2. При функционировании в организации-разработчике ПОК системы менеджмента качества (СМК) или интегрированной системы менеджмента, разработанной в соответствии с положениями национальных и (или) международных стандартов, ПОК должна содержать краткую информацию о СМК (включая область ее применения, сведения о сертификате соответствия СМК установленным требованиям, сроке его действия, ссылки на документированные процедуры СМК, используемые при разработке и выполнении ПОК).

      3. Содержащиеся в ПОК организационно-технические и другие мероприятия по обеспечению качества должны основываться на дифференцированном подходе, учитывающем классификации систем (элементов) и сооружений ОИАЭ по их влиянию на безопасность ОИАЭ в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.

      4. Организация, выполняющая работы, на которые распространяется ПОК, разрабатывает ПОК с целью обеспечения уверенности в том, что работы удовлетворяют требованиям, установленным в технических регламентах, ФНП, проектной и конструкторской документации, технологической документации, эксплуатационной и ремонтной документации, общей ПОК для ОИАЭ, договоре (контракте), национальных стандартах, стандартах организаций, строительных нормах и правилах, а также в других нормативно-технических документах.

      5. Основная (содержательная) часть частных программ для каждого этапа жизненного цикла ОИАЭ (АЭС) должна содержать следующие разделы:

1) введение;

  • область применения;

  • нормативные ссылки;

  • термины и определения;

  • сокращения;
2) политика в области качества;

3) организационная деятельность;

4) управление персоналом;

5) управление документацией;

6) контроль проектирования (конструирования);

7) управление закупками оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств, а также предоставляемых услуг;

8) производственная деятельность;

9) метрологическое обеспечение;

10) обеспечение качества программных средств и расчетных методик;

11) обеспечение надежности;

12) управление несоответствиями;

13) аудиты (проверки).

Состав и содержание разделов ПОК могут быть изменены (дополнены) в зависимости от характера деятельности, осуществляемой в организации.

      1. В указанных разделах этих частных программ обеспечения качества должны быть приведены описания порядка выполнения соответствующей деятельности с учетом существующей организационной структуры, распределения обязанностей и ответственности между должностными лицами и подразделениями, действующей НД, установленным взаимоотношениям.

При этом по каждому разделу при описании порядка выполнения соответствующей деятельности необходимо приводить ссылки на документы (процедуры), использованные при разработке приведенных в ПОК мероприятий и применять сокращения, полное наименования которых приведены в соответствующем разделе (подразделе) или по тексту программы.

(ПОК) подразделяются на:

  • общую ПОК, действие которой распространяется на все выполняемые работы и предоставляемые услуги, влияющие на безопасность ОИАЭ
  • Частные ПОК организаций, которые оказывают услуги эксплуатирующей организации.

Программа обеспечения качества для таких организаций разрабатываются на отдельных этапах жизненного цикла объекта использования атомной энергии, на отдельные виды деятельности. Общая программа обеспечения качества должна содержать:

  • разделы, указанные в пунктах 14 - 17, 19, 24, 25 НП-090-11 «Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии»;
  • требования к частным ПОК.

Частная программа обеспечения качества должна содержать:

  • разделы, указанные в пунктах 14 — 25 НП-090-11 применительно к деятельности, на которую распространяется ПОК, с учетом требований общей ПОК;
  • информацию о других связанных с ней действующих или планируемых к разработке ПОК;
  • дополнительные требования к частным ПОК организаций — подрядчиков.

разработка программа обеспечения качества для организаций

Как оформить ПОК, которая бы соответствовала требованиям Ростехнадзора?

Главное требование при разработке программы обеспечения качества – это обоснование ядерной и радиационной безопасности.

Наши эксперты постоянно изучают нормы и правила в области радиационной защиты, ядерной и радиационной безопасности. Многие закончили МИФИ и всю жизнь работают в атомной отрасли.

Мы поддерживаем хорошие отношения с инспекторами Ростехнадзора всех территориальных управлений и Центрального аппарата. И при необходимости консультируемся с ними. Комплекты документов для получения лицензий на виды деятельности в области использования атомной энергии оформляются в соответствии с требованиями Административного регламента Ростехнадзора

Услуга нашей организации включает в себя:

  • подготовку полного заявочного комплекта документов, необходимого для получения ;
  • подачу комплекта в Ростехнадзор;
  • контроль за прохождением документов в процессе получения лицензии;
  • организацию проведения экспертизы.

Подача заявочного комплекта сотрудниками нашей организации позволяет избежать неприятного «зависания» документов на начальном этапе рассмотрения Ростехнадзором.

Полный комплект включает в себя ВСЕ необходимые справки и обоснования, а также Программу обеспечения качества (ПОК), разработанную под конкретного заказчика.

При выполнении работ на объектах использования атомной энергии разрабатывается в соответствии с:

  • НП-090-11 Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии;
  • РД ЭО 1.1.2.25.0655-2014 Требования к техническому содержанию программ обеспечения качества сооружения объектов использования атомной энергии;
  • МАГАТЭ № GS-R-3 Радиационная защита и безопасность источников излучения: Международные основные нормы безопасности;
  • МАГАТЭ № GS-G-3.1 Применение системы управления для установок и деятельности. Руководство по безопасности;
  • международными стандартами ИСО серии 9000.

Программа обеспечения качества для организаций актуальна не только в процессе лицензирования, но и в процессе работы компании с такими заказчиками, как РОСАТОМ и РОСЭНЕРГОАТОМ. Эксплуатирующая организация требует соответствия частной ПОК компании-подрядчика своей Общей ПОК.

Как правило, программа, разработанная на этапе получения лицензии и удовлетворившая на тот момент Ростехнадзор, не подходит под конкретный конкурс и под конкретного заказчика. Нередко срок для разработки новой Программы измеряется днями!

Мы можем выполнить эту работу в кратчайшие сроки. Наши сотрудники принимают участие в разработке подобных документов для Эксплуатирующих организаций, в том числе для РОСЭНЕРГОАТОМА.