Эссе на тему польза и вред телевизора. Вред телевизора для здоровья человека. Вред от телевизора

На человека идет постоянный поток информации, который во многом противоречит по смыслу. Чем дальше развивается прогресс, тем больше у человека возникает свободного времени, которое он не знает, куда тратить. Многие здесь говорят о вреде телевизора для психики и здоровья человека..

Телевизор сейчас есть в доме у каждого человека. Если отсутствует телевизор, то информационный поток человек берет из интернета через компьютер. Не имеет значения, через что происходит просмотр развлекательных передач, новостей, фильмов и сериалов. Суть остается одна – человек сидит за экраном и тратит свое время. Более того, психологи отмечают влияние телевизора и иных путей передачи через СМИ на человека.

В большей степени люди говорят о вреде телевизора. Однако не следует забывать и о пользе, например, о той информации, которой человек может воспользоваться в своих целях. Обсудим влияние средств массовой информации на человека.

Что такое вред от телевизора?

Телевизор несет вред человеку. Что это такое? Это такое влияние, которое отмечается в дальнейшей деградации личности, ее моральных и физиологических характеристик. Постоянный просмотр телевизора несет существенный вред. Изначально данный инструмент передачи важной информации должен был предоставлять людям знания, способствовать расширению их мировоззрения, обогащать мышление. А в итоге все перешло в ленивое времяпрепровождение, которое еще может сказаться на психике, здоровье и благополучии человека.

Вот почему в современном обществе так развита пропаганда отказа от просмотра телевизора. «Хочешь быть здоровым и успешным, откажись от просмотра телевизора». Многие психологи согласны с данным мнением, хотя и не придерживаются принципа полного отказа (частичный является более приемлемым вариантом).

Почему же такой увлекательный инструмент, где показываются другие страны и города, фильмы и сериалы, мультфильмы и новости, стал вредоносным? Поговорим об этом далее.

Какой от телевизора вред?

Все больше людей склонны верить в то, что телевизор вредит. На чем основаны данные предположения? Какой от телевизора может быть вред? Исследования показали, что просмотр телевизора в ночное время суток приводит к развитию . Тусклый свет и мерцание экрана телевизора приводят к депрессивному состоянию.

Психологи подключаются к мнению, что телевизор приносит больше вреда, чем пользы. Чем они оперируют? Теми направлениями, которые прослеживаются в фильмах, сериалах, передачах и новостях. Основными проблемами, которые освещаются через экраны телевизоров, являются насилие, войны, убийства и прочие . Даже если смотреть обычные сериалы, в них постоянно ведется речь о несчастной любви.

Все это негативно сказывается на психике человека, которая может оставаться незащищенной при просмотре безобидного средства передачи информации – телевизора. Люди не критически относятся к той информации, которую получают. Более того, мозг остается незащищенным в тот момент, когда негативная информация передается в развлекательной или красивой форме.

Все, о чем можно услышать с экранов телевизоров, — это насилие, убийства, страдания и прочие неприятности людей. На психику человека это действует угнетающе. Либо человек впадает в депрессию, либо сам начинает переживать трудности по жизни.

Вред от телевизора становится заметным не сразу. В человеческом мозгу должен произойти накопительный процесс, когда достигнутый пик и влияние начинают показывать свой эффект. Идеалисты и романтики, внушаемые люди становятся жертвами телевизионных передач, сериалов и новостей. Наблюдая за тем, что происходит у других людей, им кажется, что так должно происходить у всех. Вот почему происходит когнитивный диссонанс, когда реальность не стыкуется с тем, что человек видел через экраны телевизоров.

Вред от телевизора следующий:

  1. Трата времени. Если раньше человек смотрел телевизор, когда у него была свободная минутка, теперь он смотрит телевизор, лишь во время рекламы отвлекаясь на другие вещи. Теперь у человека нет свободного времени, поскольку он посвящает его просмотру телевизора, ничего не успевая делать в реальном мире.
  2. Низменные желания и негатив. Современные передачи уже лишены той направленности, чтобы развивать у своих телезрителей любопытство, информационную образованность, гибкость мышления и т. д. На сегодняшний день самыми главными приоритетами в разработке тв-шоу и передач является секс, страх, деньги, зависть, насилие и прочие негативные проявления. Человека уже не обучают и не развивают, а вызывают в нем низменные чувства и желания.
  3. Торможение мыслительной работоспособности. Человек просто глупеет, чем дольше просматривает телевизионные передачи. Ему уже выдается готовая информация, которую он должен принять. Никто не побуждает его думать, рассуждать и самому искать решения.
  4. Потребительское поведение. Реклама и многие фильмы, передачи, сериалы говорят телезрителям о том, что для успеха и счастья необходимо иметь много денег, за которые можно приобрести различные безделушки. Человека принуждают покупать товары и услуги, которые ему абсолютно бесполезны.
  5. Образ жизни. Увлекаясь различными героями или телепередачами, у человека начинает формироваться определенный стереотип поведения, как нужно жить, чтобы было, как у всех. В телевизоре же обычно рассказываются истории об очень бедных людях или представителях из круга богатых, но тоже не совсем счастливых.
  6. Здоровье. Оказывается, что постоянные телезрители начинают вскоре заболевать различными хроническими болезнями. Частыми из них становятся сердечные болезни, рак, ожирение, гипертония, снижение зрения, диабет.

Человек просто начинает тупеть от переизбытка информацией и становиться внешне непривлекательным из-за постоянного сидения перед телевизионным экраном.

Польза и вред телевизора

Не следует говорить только о вреде телевизора, поскольку изначально преследовались различные направления пользы данного источника информации:

  • Предоставление полезной информации.
  • Образование населения.
  • Просветительское направление.

Человек больше получает информации через органы зрения. Также телевизор позволяет больше эмоций и впечатлений получить, нежели через прочтение газеты или прослушивание радио.

Человек посредством телевизора всегда остается на волне. Он может узнать обо всех новостях, происходящих в мире, тенденциях в моде, новинках и т. д. С одной стороны, телевизор помогает знать обо всем, что человека окружает, но он этого не видит из-за невозможности быть везде и сразу. С другой стороны, современные телевизионные программы стремятся уже не просветить телезрителя, а повысить свой рейтинг. Здесь используется психология человека, когда ему интересно наблюдать различные конфликтные ситуации, неудачи окружающих и пр.

Негативная информация, исходящая с экранов, вскоре вызывает чувство безысходности и депрессии у человека, который постоянно наблюдает и слышит плохие новости.

Телевизор помогает человеку побывать на концертах, выставках и прочих красивых местах, на которые он сам не может попасть по причине недостаточности денег, времени или дальнем расположении. Вместе с тем человек приучается оценивать прекрасное лишь через экран телевизора. Теперь не в реальном мире, а лишь через экран он видит прекрасное. Более того, передачи демонстрируют лишь ту красоту, которую сами редакторы считают красивой. Другими словами, телевизионные передачи развивают у человека чувство прекрасного лишь в том смысле, которое необходимо руководителям, искажая его.

Телевизор несет еще и развлекательную функцию, когда после трудового дня человек может расслабиться перед экраном, при этом не утруждая себя. В итоге это может привести к тому, что человек будет считать просмотр телевизора единственной формой досуга. У него пропадут другие интересы и хобби, которые также помогали ему расслабиться, душевно отдохнуть, повеселиться.

Подводя итоги, можно сказать, что пользой телевизора является:

  • Полезная информация и новостное обозрение.
  • Ознакомление с местами и явлениями, которые человек не может увидеть собственными глазами.
  • Самообразование путем просмотра полезных передач.

Вред телевизора для здоровья человека

Помимо психологического воздействия, можно отметить явный вред телевизора, который сказывается на здоровье человека. Во-первых, речь идет об ожирении, поскольку многие люди перед экраном потребляют пищу. Нередко эта пища является вредной. Нередко человек не замечает того, как съел целое блюдо, что вызывает у него дополнительное чувство голода. Чем дольше человек сидит перед телевизором, тем быстрее он набирает вес из-за постоянного потребления пищи.

Вместе с тем человек становится более пассивным. Его жизнь лишается активности, когда он мог бы заниматься спортом, прогуливаться, общаться с людьми. Мало активный образ жизни приводит не только к ожирению, но и к атрофии мышц, тканей, клеток. То, что не используется, со временем отмирает.

Развиваются различные болезни за счет того, что снижается иммунитет мало активного человека. Вредная пища и пассивный образ приводят к низкому иммунитету, который теперь не может бороться с различными негативными факторами, которые постоянно воздействуют на человека. Заядлый просмотр телевизора приводит к тому, что человек заболевает. Особенно активно развивается процесс, если у него есть хронические заболевания или предрасположенности.

Еще одним фактором отрицательного воздействия телевизора на человека является сужение круга общения, потеря интересов и ограниченность мировоззрения. Все, чем живет индивид, — это то, что можно увидеть на экране телевизора. Иные ситуации, события, проявления людей остаются неизведанными. Человек постепенно становится неадаптированным к общественному миру, поскольку его мышление ограничено той информацией, которую он получает из телевизора.

Итог

Сам по себе телевизор не имеет негативного влияния на человека. Через него можно получить много информации. Однако итогом постоянного просмотра «ящика» становятся различные физиологические и личностные нарушения в психике. В некоторой степени это уже приравнивают к зависимости, схожей с наркотической или , когда человек не может отказаться от телевизора.

Тайм-менеджеры говорят о том, что просмотр телевизора является самым бессмысленным времяпрепровождением, поскольку ничего, кроме потери времени, человек не получает. А время – это жизнь, которую проживает человек. Насколько она успешна, зависит от того, как легко индивид может отказаться от телевизионных передач ради достижения каких-то реальных целей.

В древности центром семьи был очаг. Цицерон призывал римлян за-щищать самое святое — очаги, алтари и могилы предков. Затем центром семьи стал стол, за которым собирались родные после трудового дня. Там они не только трапезничали, но читали Священное Писание. Теперь это место занял телевизор. Но он не соединяет, а разобщает членов семьи. Каждый зачарован голубым экраном. Люди не общаются друг с другом.

Телевизор, вторгшись в нашу жизнь, по сути лишил нас домов, пре-вратив их в театральные залы, в которых люди часами просиживают у сце-ны. Представления идут без антрактов, без выбора пьес, информация льет-ся с экрана беспрерывным неконтролируемым потоком. Мы, сами того не замечая, сделались рабами телевизора. На его поломку мы часто реагируем скорее, чем на болезнь близкого человека.

Телевизор создал новый вид человека — человека с истощенной от не-прерывного зрелища, как от непрерывного пьянства, нервной системой, человека в состоянии душевного распада, который не может установить границы и фильтр для внешней информации и усваивает ее, так сказать, в сыром виде — некритически, на уровне низшей, механической памяти. Смысловая память притупилась, творческие силы ослаблены, человек стал рабом вещи, механизм из раба превратился в хозяина.

Телевизор расслабляет человеческий интеллект. Ум должен упраж-няться, искать, преодолевать препятствия, подобно тому, как атлет трени-рует свои мышцы. Телевизор дает обильную рафинированную, легко усваи-ваемую пищу, от которой ум становится вялым, немощным, неспособным к самостоятельному мышлению. Уже древние философы сказали: «Чело-век есть то, что он ест», — имея в виду не вещественную, а духовную пищу: что читает, с кем общается, к чему стремится.

Телевизор предлагает одну и ту же пищу десяткам миллионов людей. Поэтому они и становятся похожими друг на друга, похожими не в единстве духовной любви, а в единстве однообразия, постепенно утрачивают интерес друг к другу.

Телевизор гипнотизирует. Потоки образов, ярких и насыщенных стра-стями, одновременно зрительных и слуховых, порабощают психику, созна-ние становится заторможенным, человек превращается в медиум телеви-зора, воспринимающий его внушения. За несколько часов он получает столько впечатлений, сколько прежде — за месяц. Нервная система изна-шивается, не вынося непосильного напряжения, она, как бы защищая себя, «уходит» в болезнь: возможности человеческой психики не безграничны.

У экрана люди учатся жестокости. Это касается не только «красочных» картин убийств и насилия, окруженных зачастую некоей «героической» атмосферой. Речь о более страшном: переживания человека у телевизора настолько интенсивны и остры, настолько эмоционально опустошают его, что в повседневной жизни он становится ко всему безучастным, холодным и отчужденным.

Любое зрелище требует сопереживания, мы включаемся в поле стра-стей, это поле индуктирует и заряжает наши страсти. А в каждом познании есть элемент симпатии, общности. И вид греха, сделавшись привычным, перестает быть отвратительным. Материал с сайта

Телевизор — враг, с которым нельзя договориться, — его агрессия не имеет меры и предела. Если пустыня Сахара расширяется со скоростью до пяти километров в год, то телевизор победным маршем идет по всей пла-нете, иссушая последние источники и родники живой жизни, загрязняя, затаптывая последние оазисы духовности.

Скоро человеку не надо будет посещать друзей, ездить на конференции, приходить в школы и институты для занятий, все это можно будет сделать, управляя телевизионной системой, оставаясь в собственном доме. Человек окажется в мире одинок — как в пустыне: мертвой и холодной ко всему, и чуждой для всех.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение на тему вред от телевизора
  • вред телевизора сочинение
  • сочинения чем могу себя занять,без телевизора
  • маленькое сочинение на тему вреда телевизора
  • твір на тему кадри с телевизора

Уже наверное никто не может представить жизнь без телевизора. Мы уже не замечаем как приходя домой мы просто включаем телевизор и уходит на кухню для приготовления ужина.
Сегодняшний обзор будет полезен скорее тем кто обеспокоен о вреде телевизора.
Мнения людей расходятся в этом мнении. Многие считают, что просмотр телевизора приносит пользу с минимумом вреда. Но больше всего мнений о вреде телевизора, и утверждают, что при просмотре телевизора только один вред и никакой пользы.
Давайте рассмотрим вместе и поделимся своим мнением, какой вред приносит телевизор для детей и взрослых.

Вред от телевизора

Внимательно подходите к выбору программы. Старайтесь не просматривать фильмы или документальные передачи, от которых может нарушится Ваша психика или душевное равновесие
Отдавайте предпочтение тем программам, которые несут только познавательную и позитивную информацию.

И самое главное!
Обязательно следите за временем при нахождении у телевизора. Не засиживаетесь за просмотром телевизора более четырех часов, и старайтесь исключать ночные посиделки за телевизором.

В древности центром семьи был очаг. Цицерон призывал римлян за­щищать самое святое - очаги, алтари и могилы предков. Затем центром семьи стал стол, за которым собирались родные после трудового дня. Там они не только трапезничали, но читали Священное Писание. Теперь это место занял телевизор. Но он не соединяет, а разобщает членов семьи. Каждый зачарован голубым экраном. Люди не общаются друг с другом. Телевизор, вторгшись в нашу жизнь, по сути лишил нас домов, пре­вратив их в театральные залы, в которых люди часами просиживают у сце­ны. Представления идут без антрактов, без выбора пьес, информация льет­ся с экрана беспрерывным неконтролируемым потоком. Мы, сами того не замечая, сделались рабами телевизора. На его поломку мы часто реагируем скорее, чем на болезнь близкого человека. Телевизор создал новый вид человека - человека с истощенной от не­прерывного зрелища, как от непрерывного пьянства, нервной системой, человека в состоянии душевного распада, который не может установить границы и фильтр для внешней информации и усваивает ее, так сказать, в сыром виде - некритически, на уровне низшей, механической памяти. Смысловая память притупилась, творческие силы ослаблены, человек стал рабом вещи, механизм из раба превратился в хозяина. Телевизор расслабляет человеческий интеллект. Ум должен упраж­няться, искать, преодолевать препятствия, подобно тому, как атлет трени­рует свои мышцы. Телевизор дает обильную рафинированную, легко усваи­ваемую пищу, от которой ум становится вялым, немощным, неспособным к самостоятельному мышлению. Уже древние философы сказали: «Чело­век есть то, что он ест», - имея в виду не вещественную, а духовную пищу: что читает, с кем общается, к чему стремится. Телевизор предлагает одну и ту же пищу десяткам миллионов людей. Поэтому они и становятся похожими друг на друга, похожими не в единстве духовной любви, а в единстве однообразия, постепенно утрачивают интерес друг к другу. Телевизор гипнотизирует. Потоки образов, ярких и насыщенных стра­стями, одновременно зрительных и слуховых, порабощают психику, созна­ние становится заторможенным, человек превращается в медиум телеви­зора, воспринимающий его внушения. За несколько часов он получает столько впечатлений, сколько прежде - за месяц. Нервная система изна­шивается, не вынося непосильного напряжения, она, как бы защищая себя, «уходит» в болезнь: возможности человеческой психики не безграничны. У экрана люди учатся жестокости. Это касается не только «красочных» картин убийств и насилия, окруженных зачастую некоей «героической» атмосферой. Речь о более страшном: переживания человека у телевизора настолько интенсивны и остры, настолько эмоционально опустошают его, что в повседневной жизни он становится ко всему безучастным, холодным и отчужденным. Любое зрелище требует сопереживания, мы включаемся в поле стра­стей, это поле индуктирует и заряжает наши страсти. А в каждом познании есть элемент симпатии, общности. И вид греха, сделавшись привычным, перестает быть отвратительным. Телевизор - враг, с которым нельзя договориться, - его агрессия не имеет меры и предела. Если пустыня Сахара расширяется со скоростью до пяти километров в год, то телевизор победным маршем идет по всей пла­нете, иссушая последние источники и родники живой жизни, загрязняя, затаптывая последние оазисы духовности. Скоро человеку не надо будет посещать друзей, ездить на конференции, приходить в школы и институты для занятий, все это можно будет сделать, управляя телевизионной системой, оставаясь в собственном доме. Человек окажется в мире одинок - как в пустыне: мертвой и холодной ко всему, и чуждой для всех.

«Телевизор – это польза или вред?»

Сегодня мы уже не можем представить свою жизнь без телевизора: благодаря ему мы узнаем новости, получаем информацию, смотрим любимые фильмы и телепрограммы. Само собой, уже не одно десятилетие ведутся дискуссии по поводу пользы и вреда телевизора, особенно, если дело касается ребенка. Итак, давайте разберемся, в чем заключается вред телевизора и чем он может быть полезен ребенку?

Вред:

1. В первую очередь это переутомление – самый очевидный, но не самый большой вред, который можно нанести малышу. Телевизионная программа – калейдоскоп звуков и образов. Пытаясь уследить за ними и разобраться в них, ребенок тратит много сил. Для сравнения просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приему гостей: огромному количеству рассказов о делах, разговоров о политике, выяснению отношений. При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.

2. Вторая опасность телевидения заключается в том, что у ребенка может возникнуть самая настоящая зависимость. Даже взрослые склонны попадать под обаяние голубого экрана. Если вы частенько включаете телевизор для того, чтобы занять малыша, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он рискует привязаться к нему как к другу. Ведь телевизор может и утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается – чем не настоящий друг? Старайтесь не превращать телевизор в неизменного участника семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли телевидения в своей собственной жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что малыш избежит той же участи. В этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего начните с самих себя.

3. Еще одна опасность телевидения - в пассивности предлагаемых им развлечений (именно эта особенность частично объясняет такое легкое привыкание к экрану). Во взаимодействии человека и телевизора активную роль играет именно телевизор. Ваша задача заключается лишь в выборе программы. В любом другом виде развлечений вам неизбежно приходится делать что-то самим. В шахматах и картах - думать, просчитывать комбинации. При прочтении книги мозг совершает огромную работу по превращению букв в слова, слов в образы, а воображение трудится, оживляя людей, события, пейзажи. Для общения с гостями вам нужно уметь поддерживать беседу. К тому же, чем бы вы ни занимались, вас обязательно будет интересовать результат действий: кто выиграет, чем закончится книга, как сложится вечер. А в ситуации «общения» с телевизором вы всегда остаетесь ни при чем, так как ни на что не можете повлиять.

ЧТО И КОГДА СМОТРЕТЬ?

Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при самом дозированном просмотре многие детишки становятся его заложниками. Теле- и видео продукция является частью их мира, и компетентность в вопросах мультиков и фильмов для них так же важна, как для взрослых - в вопросах литературы или искусства. Остается лишь узнать, как воспринимают картинку дети на разных этапах развития и в соответствии с этим извлечь из неизбежных просмотров максимальную пользу.

0 - 6 МЕСЯЦЕВ: ТАМ ЧТО-ТО ДВИЖЕТСЯ

Чем младше ребенок, тем больше времени проводит с ним мама у телевизора. И если его влияние на новорожденного еще не до конца изучено, то для мамы он служит своеобразным «разделителем», возможностью защититься от полного поглощения заботами о ребенке, особенно если ей никто не помогает. В первые недели жизни приглушенный звук телевизора лишь убаюкивает малыша, но уже в 2 - 3 месяца он поворачивает голову к светящемуся экрану, а еще два месяца спустя, реагирует на знакомую заставку. Известно, что связь между зрительным и осязательным восприятием устанавливается очень рано. А вот связь слухового восприятия с визуальным и ее влияние на развитие младенца изучены мало. Исследователи продемонстрировали детям 4 месяцев два мультфильма: в первом случае звук был наложен синхронно, а во втором - нет. И малыши были гораздо более заинтересованы «правильным» мультиком. На вопрос о том, как воздействуют движущиеся картинки на младенца, однозначно ответить нельзя. Очевидно, что на этом этапе развития чувственное восприятие целиком зависит от матери, отца или человека, ухаживающего за маленьким.

Наш совет: Не используйте телевизор в качестве звукового фона в детской комнате. Не смотрите любимую телепередачу, когда даете ребенку грудь или бутылочку. Вы будете слишком увлечены происходящим на экране, а при кормлении ему необходимо все ваше внимание без остатка.

6 - 18 МЕСЯЦЕВ: СЛЕПОЕ ПОДРАЖАНИЕ

В этом возрасте ребенку трудно долго удерживать внимание на чем-то одном. Тем не менее, эти моменты он использует с максимальной пользой. С шести месяцев ребенок может научиться правильно, пользоваться игрушкой, увиденной сутки назад по телевизору в руках у незнакомого человека. Эта удивительная способность к имитации появляется у людей гораздо раньше, чем предполагали ученые. В этом смысле просмотр телевизора - это определенный опыт. Однако до того, как малыш начнет говорить, смотреть телевизор для него означает - слышать и видеть что-то, недоступное пониманию. Неадаптированный сюжет совершенно лишен для него смысла. Цвет, движение, картинка притягивают детей к экрану, но они могут извлечь из просмотра совсем не то, что планировал режиссер. Не стоит обманываться: наблюдая за непонятным сюжетом, ребенок все-таки переживает его эмоционально. Было бы ошибкой считать, что он не оказывает на малыша никакого влияния.

Наш совет: Наиболее соответствуют восприятию ребенка, который еще не овладел навыками речи, короткие программы, специально предназначенные для самых маленьких. Что касается диснеевских мультфильмов, их сюжет и словарь еще слишком сложен для детей такого возраста.

18 МЕСЯЦЕВ - 3 ГОДА: ТРЕБУЮТСЯ ОБЪЯСНЕНИЯ

Старайтесь не оставлять малыша один на один с включенным телевизором или видеомагнитофоном. Существует опасность, что у него разовьется необоснованное чувство страха или сложатся ошибочные представления о мире, поскольку в этом возрасте дети еще не обладают интеллектуальными и эмоциональными средствами, чтобы объяснить то, что происходит на экране. Малыша, который смотрит мультфильм, переполняют эмоции и чувства, но ему катастрофически не хватает слов, чтобы их выразить. Единственный выход для родителей - озвучить то, что он интуитивно чувствует. «Узнаешь? Это птичка летит за львенком. Она хорошая, она ему поможет». Ребенок подражает, показывает пальчиком, потом повторяет слова и запоминает их. Только при условии повторений и комментариев родителей приобретенный опыт и его контекст запоминаются и обретают смысл.

Наш совет: В идеале необходимые объяснения следует давать непосредственно во время просмотра, это принесет больше пользы. Тем не менее, возвратиться к сюжету мультфильма после того, как он закончился, все-таки лучше, чем оставить его вовсе без комментариев. Ошибочно думать, что 2 - 3-летний кроха все понимает, только потому, что узнает того или иного персонажа. Называя его имя, он не всегда знает, что тот делает и почему.

3 - 6 ЛЕТ: МАЛЫШ ПРИМЕРЯЕТ РОЛЬ ЭКРАННОГО ГЕРОЯ

Только к 3 - 4 годам ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и реальным. Он уже знает, что мультфильм - это неправда, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты, фантазии и активно участвовать в играх. Конечно, дети еще не полностью воссоздают цепь событий: то, что они видят, иногда путается с их собственными желаниями и личным опытом. Но в этом возрасте ребенок уже понимает, что он - это он, и осознает свое отличие от остальных, а значит, может притвориться кем-то другим. Имитация становится его любимым занятиям. Он изображает доктора, который делает укол, строгого папу, которого надо слушаться. Дети любят идентифицировать себя с кем-нибудь из героев, чаще всего с тем, чьи переживания им ближе всего. Малышу важно «понарошку» пережить эмоции, с которыми он пока не сталкивался в реальной жизни.

Современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами и все реже - с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром телевизионных историй. Встает вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще.

Наш совет: Ограничьте покупку игрушек и вещей с символикой того или иного мультфильма. Чтобы ребенок заинтересовался реальностью, надо привлечь к ней интерес: вместе ходить на прогулки и выставки, покупать игрушки, развивающие воображение. Будьте осторожны с агрессивными, жестокими изображениями, которые могут оказать негативное влияние на психику. Чтобы обезопасить ребенка, их нужно расшифровать, объясняя намерения и ухищрения их создателей. Научив ребенка не принимать на веру все, что показывает телевизор, вы поможете ему не путать чье-то представление о действительности с самой действительностью.

НЕМНОГО О СОДЕРЖАНИИ

Как ни странно, самыми травмирующими для детской психики оказываются не любовные или агрессивные сюжеты (за исключением, конечно, тяжелой порнографии или брутальных сцен с расчленениями), а «ужастики», фантастические фильмы об устрашающем будущем или сюжеты, связанные с потерями, расставаниями, одиночеством.

Тема любви для детей естественна и приятна. Они легко и с удовольствием влюбляются и задают вопросы, которые их беспокоят. Если вы сами не фиксируете внимание ребенка на эротике, не бросаетесь закрывать собой экран или выгонять безмятежного малыша из комнаты, он вполне удовлетворится вашим ответом на вопрос: «А что это дядя делает с тетей?» При этом совсем не обязательно вдаваться в анатомические подробности, достаточно объяснить на доступном ему языке, что таким образом взрослые делают друг другу приятное.

Что касается фантастики, то страх перед будущим, особенно перед вселенскими катастрофами, присуща каждому человеку. Это страх перед неизбежностью смерти и неизвестность жизни. Вызвать его у малыша, который уже немного понимает содержание фильмов, легко, а справиться с ним ребенку очень трудно. Если малыш все же умудрился увидеть испугавший его фильм, будьте внимательны к нему: возможно, ему понадобится ваша поддержка, но он не сможет сообщить об этом из-за недостатка слов и опыта.

Тема расставания, потери и одиночества очень актуальна для детей всех возрастов. Интуитивно чуткие ко всем нюансам отношений, дети удивительно доверчивы в том, что касается потери любви. Поэтому, увидев историю про отвергнутого, брошенного или потерявшегося детеныша, малыш сразу же идентифицирует себя с главным героем и потом будет долго переживать увиденное. Уверьте его, что с ним такого никогда не случится, потому что вам он очень дорог и заботиться о нем совсем не трудно.

Если задуматься над тем, что дети смотрят по телевизору, то же, что и взрослые, становится жутко. Какие представления о мире складываются в их ещё неокрепших душах? О чём они думают, глядя на кровь и растерзанные трупы в "Дорожном патруле", что испытывают во время показа бесконечных американских боевиков, где, кроме сцен насилия и секса, ничего нет.

Даже если не задумываться над нравственными проблемами влияния телевидения на детей, само долгое сидение у телевизора наносит огромный вред нравственному и психическому здоровью детей. Самое, пожалуй, страшное - воспитанная телевизором привычка воспринимать информацию бездумно, как готовую жвачку. Мелькающие на экране картинки, бесконечный поток сведений не оставляет времени для осмысления. Если школьные программы построены таким образом, чтобы ребёнок учился думать, телевидение сводит эти усилия на нет. Давно известно, ребёнок, которому дают соску, плохо потом берет материнскую грудь, потому что с соской легче. Зачем напрягаться, если тебе с экрана телевизора дают всё в готовом виде, и думать не надо.

Когда были сняты цензурные ограничения, на экраны телевизоров хлынули американские мультики весьма сомнительного качества. Ну где же детям разобраться, что многосерийные, американские "Русалочка" или "Алладин" ничего общего с первоисточниками не имеют. Бедные дети так и будут всю жизнь думать, что Русалочка - предприимчивая, напористая особа, которая всеми средствами добивается своего, а Алладин - лихой ковбой верхом на ковре-самолёте. Подобные фильмы просто убивают мир сказки, потому что сами первоисточники дети не читают.

У нас есть масса прелестных мультфильмов для детей, все, наверное, помнят изумительного "Ёжика в тумане" или русского "Винни-пуха", которого озвучивал неподражаемый Леонов, есть и художественные детские фильмы, но где они? Воинствующая пошлость американской продукции забивает всё.

Специально для детей на телевидении эфирного времени так мало, что можно сказать, его практически нет, поэтому дети во всю смотрят фильмы и передачи, вовсе для детей не предназначенные.

Я не думаю, что те, кто на телевидении определяет сетку вещания, не ведают, что творят. А если это сознательная политика оболванивания людей, если в детях целенаправленно воспитывается аморализм и жестокость, выход только один - не включайте телевизор, оградите детей от этого монстра, пожалейте их неокрепшие души.