Что такое технологии, виды, структура, классификация. Значение слова «технология 5 определений что такое технология

Довольно часто сегодня можно услышать выражения «инновационные технологии», «космические технологии» и подобные им. Каково их значение и что такое технологии в общем? Давайте узнаем все это.

Что такое технология: определение

Рассматриваемый термин имеет одновременно несколько значений. Мы рассмотрим каждый из них:

  • В первую очередь, объяснить, что такое технологии, можно так - это совокупность методов изготовления, обработки, переработки (и подобных процессов) сырья, в результате которых исходное вещество изменяет свои свойства, превращаясь в желаемую продукцию.
  • Кроме того, говоря простым языком, это знания и умения изготовления чего-либо, будь то кефир из молока, атомная энергия или обучение детей чтению и арифметике.
  • Также технологиями именуются непосредственно сами технологические процессы изготовления чего-либо.
  • Такое название носит и наука о мастерстве. Как научная дисциплина она концентрируется на изобретении и изучении способов и методов осуществления различных производственных процессов. В сферу ее интересов входит их оптимизация, путем поиска менее затратных, но более эффективных путей изготовления той или иной продукции, а также анализ и прогнозирование развития промышленности в целом.

Структура

Узнав все варианты ответа на вопрос о том, что такое технологии, следует рассмотреть составляющие элементы, без которых данное явление не способно существовать:

  • Технологический объект или, как его еще именуют, предмет технологического влияния. Так называют предмет труда, то есть сырье, подвергающееся воздействию.
  • Средства труда (также именуются технологическими). Это те инструменты (программы и т. п.), которые помогают мастеру изготавливать продукцию.
  • Носитель технологических функций (мастер). Примечательно, что в этой роли может выступать не только один человек, но и целый коллектив, а также запрограммированное оборудование.
  • Уровень технологического развития общества. Именно от него зависит вид технологий, используемых в современном мире. К примеру, изобретение электричества было началом нового витка в развитии промышленности - с его помощью стало возможно не только более эффективно и безопасно освещать все, но и применять его как элемент питания для серии приборов.

Жизненный цикл технологии

Узнав, что такое технологии и от чего они зависят, важно рассмотреть каков цикл жизни у любой из них. Он состоит из пяти этапов:

  1. Новая технология. Период, когда она зарождается и имеет больший потенциал, нежели все существующие до нее (в своей отрасли).
  2. Передовая. На данном этапе технология уже зарекомендовала себя на практике как лучшая в своем роде. Однако при этом еще не получила достаточного распространения. Как правило, это связано с необходимостью модернизации производства, а это всегда требует затрат.
  3. Современная технология. Этап ее превращения в некий эталон, на который все равняются.
  4. Не новая. Период, когда данный способ все еще актуален и эффективен, но уже существует более новый. В качестве примера пребывания технологии на этом этапе, можно привести методику очистки воды хлором. В былые времена она считалась самой эффективной и доступной. Однако сегодня все прогрессивные государства отказываются от хлорирования, выбирая озонирование. Данная технология более безопасна и эффективна, хотя и дороже. При этом большинство стран постсоветского пространства продолжают применять устаревающее хлорирование, поскольку не имеют достаточно средств на модернизацию системы очистки питьевой воды.
  5. Устаревшая. Постепенное полное вытеснение старой методики более современной.

Общая классификация технологий

Рассмотрев, что такое технология производства, стоит уделить внимание ее видам. Данное понятие классифицируют по различным категориям:

  • Уровень сложности - простая и сложная.
  • Область применения - научные технологии, образовательные, производственные.
  • Тип необходимых ресурсов - капиталоемкие, энергоемкие и наукоемкие.

  • В зависимости от качества переработки сред - низко-, средне-, высокоуровневые.
  • Цель - созидательная, разрушительная, двойного назначения.
  • По приоритетам создания - первичная, конверсионная.

Виды технологий по отрасли производства

Стоит отметить, что приведенные выше способы классификации изучаемого понятия не единственные. Большинство современных ученых до сих спорят на этот счет. На практике все виды методик и способов производства разделяют на виды, по сферам их применения:

  • Производственные технологии. К ним относятся все методики, применяемые при изготовлении различной продукции. Данный вид имеет целый комплекс подвидов. Как правило, их выделяют либо по сфере производства (машиностроительные, пищевые технологии, биотехнологии и подобные), либо по типу используемых материалов (химические, ядерные и т. п.).
  • Военные - направлены на обеспечения эффективного проведения боевых действий.
  • Космические - связаны с попытками человечества освоить космос.

  • Транспортные - специализируются на обеспечении перевозок пассажиров и грузов.
  • Информационные технологии - это про-грамм-но-тех-ниче-ские и тех-но-ло-ги-че-ские средства и методы, направленные на сбор, сохранение, анализ, об-ра-бот-ку и рас-про-стра-не-ние информации в обществе. К ним относятся также тех-нические и про-грамм-ные сред-ст-ва, ор-га-ни-за-ци-он-но-ме-то-дическое обес-пе-че-ние.
  • Телекоммуникационные - направлены на обеспечение связи. В современно мире это телевидение, радио, телефония, Интернет и подобное.

  • Социальные - система практических знаний, а также способов решения задач по управлению поведением людей в социуме. Они вырабатываются и используются для социального планирования проектирования.

Инновационные социальные технологии

Особняком ото всех вышеперечисленных видов технологий стоят инновационные. Их еще именуют "технологиями технологий". Они направлены на успешное внедрение новейших методик и способов производства. Получается, что любая разработка и использование технологий (собственных или заимствованных у других стран) невозможна без них.

Различают несколько их подвидов:

  • внедрение;
  • подготовка кадров и инкубация малых предприятий (тренинг);
  • консалтинг;
  • трансферт;
  • аудит;
  • инжиниринг.

Что такое педагогическая технология

Рассматривая данную тему, стоит остановиться и на таком явлении, как педагогические технологии. Они относятся к образовательному виду - то есть к нематериальному производству.

Что такое педагогическая технология? Это совокупность методов и приемов, применяемых для достижения заранее запланированных целей воспитательно-образовательного процесса.

Подобная технология представляется тремя аспектами:

  1. Научный - сконцентрированный на разработке научной основы для любых педагогических действий.
  2. Процессуально-описательный - это описание алгоритма любой педагогической технологии.
  3. Процессуально-действенный - реализация вышеупомянутого алгоритма.

Когда в 1993 г. в расписании российских школ вместо привычного предмета «труд» появился предмет «технология», многие директора школ и учителя открывали словари и энциклопедии и попытались разобраться, что за очередное нововведение свалилось на их голову.

В конце XXв. в обществе, провозгласившем себя технологическим, сколько-нибудь, согласованной точки зрения на технологию и технологическое образование не было. Было только общее понимание того, что изучать технологию надо. Этот предмет стал появляться в школах Англии, Франции, США, Израиля и многих других стран. Как же объяснить школьникам, что же они будут изучать на уроках технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое технология?

Когда в 1993 г. в расписании российских школ вместо привычного предмета «труд» появился предмет «технология», многие директора школ и учителя открывали словари и энциклопедии и попытались разобраться, что за очередное нововведение свалилось на их голову.

В конце XX в. в обществе, провозгласившем себя технологическим, сколько-нибудь, согласованной точки зрения на технологию и технологическое образование не было. Было только общее понимание того, что изучать технологию надо. Этот предмет стал появляться в школах Англии, Франции, США, Израиля и многих других стран. Как же объяснить школьникам, что же они будут изучать на уроках технологии.

Вот как попытался выйти из положения наш коллега из США, доктор Кендел Н. Старквезер, исполнительный директор Международной ассоциации технологического образования, в своей статье «Скажи мне, что такое технология»

О’кей! Вы готовитесь к первому дню занятий в школе. Скоро перед вами появятся учащиеся, и вы должны будете объяснить им, что такое технология. Так что же это такое? Вы почти в панике, вы знаете так много определений этого понятия, что не знаете, какое из них выбрать. Что вам делать?

Чтобы начать дискуссию, спросите о технологии самих учащихся. Каждый постарается высказать своё мнение. Наверняка одни скажут: “Это компьютеры!” Благодаря информационной революции в течение последних лет понятие «технология» кардинально изменилось в сознании многих людей, но вы знаете, что это не только компьютеры . Это еще и образовательная или учебная технология. Компьютеры – лишь инструмент, оборудование, и вы учите не только компьютерной технологии, потому что у вас есть кабинет технологического образования. Вы преподаёте предмет школьной программы и планируете рассказывать детям о технологии , а не только использовать её при обучении.

Другие школьники скажут: “Это наука!” И в этом есть правда. Это может помочь. Теперь вы должны объяснить разницу между наукой и технологией, которые изучают в школе. Дети скажут:”Наука – это изучение естественного мира, а технология изучает искусственный, созданный человеком мир!” Это хорошее начало.

Учащиеся верно поняли, что различие между наукой и технологией лежит именно в понятии человеческой деятельности. Наука – это что-то о явлениях, теоремах, а технология – о том, как люди используют инструменты, машины, материалы, процессы и так далее.

Однако вы до сих пор еще не объяснили, что такое технология, и что вы будете делать, изучая её. Чтобы разобраться в этом, вы можете подкинуть идею о том, что технология подобна воде. Она динамична и может принимать любую форму. Она бывает прекрасной и уродливой, стабильной и изменяющейся. Она приносит блага и несчастья. Она может быть управляемой и необузданной. Мы используем её на работе и во время отдыха. Она вызывает чувство удовольствия или досады. Она вездесуща и связана тысячами нитей с повседневной жизнью. Наше мнение о ней зависит от того, как мы её используем и как она воздействует на нас. Но один факт совершенно очевиден и для технологии, и для воды: мы не можем без них обойтись.

Если учесть лишь одно это, становится понятно, почему технология приходит в наши школы как важнейший предмет. И вы будете работать вместе со школьниками, чтобы лучше её понять, научиться находить решения, работать и жить в технологическом мире.

Удачи вам в новом учебном году!

США, 1998г.

Согласно “Новой Британской энциклопедии”, термин «технология», впервые появившийся в английском языке в XVII в., касался только прикладных искусств (ремёсел). В начале XX в. понятие «технология» относилось уже не только к машинам и инструментам, но и к другим, не связанным с ними процессам. В середине XX в. этот термин стал обозначать «способы или деятельность, с помощью которых человек стремиться преобразовать окружающий мир или манипулировать им». Но это широкое определение подверглось критике, так как было трудно различить понятия «научное исследование» и «технологическая деятельность».

Что же понимается под технологией в наши дни? “Толковый словарь русского языка” под редакцией Д.Н. Ушакова содержит следующее определение: “Технология (от греч. techne – «искусство» и logos – «учение») – это совокупность наук и сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие… Совокупность процессов такой переработки».

Утверждённая Министерством образования Российской Федерации программа курса «Технология» (научные руководители Ю.Л. Хотунец и В.Д. Симоненко) определяют этот предмет так: “…наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека”.

Уже упомянутая “Новая Британская энциклопедия” определяет технологию как «систематическое изучение способов создания и изготовления вещей».

Все приведенные определения раскрывают различные стороны сложного понятия «технология».

Основой для изучения технологии в школе служит следующее определение:

Технология – это преобразующая человеческая деятельность, направленная

на удовлетворение нужд и потребностей людей, решение их проблем.

Она включает процессы преобразования вещества, энергии и информации, опирается на знания и оказывает влияние на природу и общество, создаёт новый рукотворный мир. Результатом технологической деятельности являются продукты, соответствующие определенным характеристикам, заранее заданным на стадии проектирования. Технология как наука изучает эту человеческую деятельность.

последовательность материальных процессов и операций, реализация которых приводит к появлению продукта (потребительной стоимости) с необходимыми и полезными для дальнейшего использования человеком свойствами. (См. техника, инновационная деятельность).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТЕХНОЛОГИЯ

от греч. искусство, мастерство, умение и греч. изучение) – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое; способ производства. В конце XVIII в. в технознании стали различать описательный раздел и новый, который получил название «технология». Термин «технология» в научное употребление ввел Иоганн Беккман в работе «Введение в технологию» (1777 г.) для обозначения ремесленного искусства, включающего в себя профессиональные навыки и эмпирические представления об орудиях труда и трудовых операциях. Современное понимание технологии имеет несколько смыслов: 1) технологическая форма движения материи – глобальная совокупность материальных процессов вещественно-энергетического взаимодействия общества и природы, протекающих в системах техники и в целом формирующих техносферу; 2) технологический процесс – материальные воздействия на предмет, вызывающие в нем целесообразные качественные и количественные изменения свойств и пространственно-временного положения. Обобщенный предмет технологических изменений – различные формы вещества, энергии и информации (все множество технологических процессов может быть выражено технологической матрицей); 3) технологические науки – класс тех. наук, изучающих проблемы превращения природных предметов и процессов в искусственные целесообразные формы. Базис технологических наук – технологические теории, целостно описывающие законы и закономерности технологических взаимодействий, параметры и условия протекания процессов преобразования вещества, энергии и информации; 4) технологическая методология – системы принципов, норм и требований, технологических методов, способов и приемов, разрабатываемых инженерными дисциплинами для создания и регулирования технологических процессов получения, трансформации, передачи и хранения предметов; 5) применение любого научного знания для решения практических задач, такая трактовка технологии принята в зарубежной философско-социологической литературе, преимущественно англоязычной. В широком смысле технология – это объем знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов, а в узком смысле – это способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса и ориентированы на производство продукта: материальная технология создает материальный продукт, информационная тех- нология – информационный продукт. Технология это также научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая способы и инструменты производства. В быту технологией принято называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические требования и пр. Технологией или технологическим процессом часто называют также сами операции добычи, транспортировки и переработки, которые являются основой производственного процесса. Технический контроль на производстве тоже является частью технологии. Разработкой технологии занимаются технологи, инженеры, конструкторы, программисты и другие специалисты в соответствующих областях. Каждому виду техники соответствует своя технологическая модель. Следовательно, выделяются технологии производственные, научные, медицинские и др. В каждой конкретной отрасли материального производства доминируют соответствующие технологические процессы. При интегрированном подходе выделяются лишь две формы технологий, а именно: а) научно-промышленные технологии; б) социальные технологии. Современная технология – динамично развивающаяся сфера научного знания и практической деятельности. Различают следующие основные, направления современных технологических разработок: 1) повышение степени эффективности технологических процессов на основе компьютеризации и автоматизации производственно-хозяйственной деятельности; 2) создание эффективных биотехнологий, предполагающих постепенное замещение дискретных (прерывистых) процессов на непрерывные технологические процессы, а также процентное увеличение доли немеханических технологий; 3) экологизация техникотехнологических систем, т. е. повышение «степени замкнутости» всех форм производственно-хозяйственной деятельности. Технология способствует эффективности реализации определенных социально-технических решений и преодолению соответствующих проблем. Следовательно, технология – реальное (практическое) разрешение конкретной научно-технической, производственнохозяйственной и социально-политической задачи. Техникознание реализуется в производственно-хозяйственной деятельности в рамках системы «технознаниетехнология-производство».

Инструкция

Большие надежды инженеры и технологи, работающие в разных производственных отраслях, возлагают на нанотехнологии. Общепринятых стандартов этой области науки и техники пока не существует. Ее основная идея – производство самых разнообразных продуктов с заранее заданной молекулярной структурой. Речь идет о высокоточном изготовлении материальных объектов посредством манипулирования атомами и молекулами.

Не менее удивительны технологии 3D-печати. На основе цифровой модели уже сейчас можно послойно печатать на трехмерном принтере простые объемные объекты. Не исключено, что уже в течение ближайшего десятилетия компактные 3D-принтеры появятся в каждом доме, заняв место рядом с персональными компьютерами. Очень перспективно использование объемной печати и в производстве различных товаров. Она позволяет до минимума снизить издержки и обеспечить высокое качество изделий.

Все шире проникают в жизнь человека беспроводные компьютерные технологии, которые еще несколько лет назад казались диковинкой. Данное новшество позволяет создавать обширные сети, способные объединять без проводов множество пользователей. Носителем информации в таких сетях выступают не электрические кабели, а радиоволны СВЧ-диапазона. Атрибутом беспроводного соединения является компактный передатчик со встроенной всенаправленной антенной.

Становится реальностью и беспроводная электрической энергии. В 2011 году были проведены первые успешные опыты в этом направлении, которые в скором времени, вероятнее всего, найдут воплощение в виде технологий, доступных обычным потребителям. Один из перспективных видов использования подобных энергосистем – подзарядка и планшетов, при которой используются не провода, а передача импульсов в микроволновом диапазоне. Ученые интенсивно работают над увеличением , на которое можно будет передавать энергию без проводов.

В энергетике существуют и другие современные технологии. Одна из них связана с использованием геотермальной энергии, которая содержится в земных недрах. Для осуществления этой технологии проектируются и строятся специальные геотермальные станции. Наиболее перспективно возведение таких сооружений в районах с повышенной вулканической активностью. Над проблемами геотермальной работают ученые Японии, Индонезии, Мексики, Никарагуа, Китая.

Уже несколько десятилетий в мире развивается робототехника. В начале текущего столетия она стала проникать и в . Подобные технологии позволяют создавать автоматизированные системы для проведения хирургических операций. Врач при этом не контактирует с пациентом, а руководит процессом на расстоянии через особый терминал. Такие технологические решения гарантируют минимальное вмешательство в работу организма и позволяют выполнять операции с необычайно высокой точностью.

Обратимся к интернету, что говорит про технологию энциклопедия Википедия.

Технология (от др.-греч. τέχνη - искусство, мастерство, умение;
λόγος - мысль, причина; методика, способ производства).

В широком смысле технология это совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства;

В узком - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами , и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

При этом:

  • под термином изделие следует понимать любой конечный продукт труда (материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т. п.);
  • под термином номинальное качество следует понимать качество прогнозируемое или заранее заданное, например, оговоренное техническим заданием и согласованное техническим предложением;
  • под термином оптимальные затраты следует понимать минимально возможные затраты не влекущие за собой ухудшение условий труда, санитарных и экологических норм, норм технической и пожарной безопасности, сверхнормативный износ орудий труда, а также финансовых, экономических, политических и прочих рисков.

В конце XVIII века в общем массиве знаний о технике стали различать традиционный описательный раздел и новый, нарождающийся, который получил название «Технология».

Иоганн Бекман (1739-1811) ввел в научное употребление термин «технология» или "Наука о ремесле", которым он назвал научную дисциплину, читавшуюся им в германском университете в Геттингене с 1772 г. В 1777 г. он опубликовал работу «Введение в технологию», где писал:

«Обзор изобретений, их развития и успехов в искусствах и ремёслах может называться историей технических искусств; технология, которая объясняет в целом, методически и определенно все виды труда с их последствиями и причинами, являет собой гораздо большее». Позже в пятитомном труде «Очерки по истории изобретений» (1780-1805 гг.) он развил это понятие.



Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса и ориентированы на производство продукта:

Материальная технология создаёт материальный продукт,

Информационная технология (ИТ) - информационный продукт.

Технология это также научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая способы и инструменты производства.

В быту технологией принято называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические требования и пр.

Технологией или технологическим процессом часто называют также сами операции добычи, транспортировки и переработки, которые являются основой производственного процесса.

Технический контроль на производстве тоже является частью технологии. Разработкой технологий занимаются:

Технологи,

Инженеры,

Конструкторы,

Программисты и другие специалисты в соответствующих областях.

Чем отличается ТВОРЕЦ от РЕМЕСЛЕННИКА?

Правильно, ТВОРЕЦ трудится над придуманным им изделием, придумывает и отрабатывает технологию его производства, а РЕМЕСЛЕННИК по известной технологии вырабатывает готовые изделия, ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ РЕМЕСЛЕННИК делает их одинаковыми.

Трудится и работать это две большие разницы!

Жизненный цикл технологии - это совокупность стадий от зарождения технологических нововведений до их рутинизации.

А именно: зарождение - совершенствование - рутинизация

Пример (кузов автомобиля победа плохой штамп требовал лудить оловом кузов выравнивая неровности, так как не было шпаклевки, до этого кузова в основном делали деревянными).

Жизненный цикл технологии состоит из 5 этапов:

  • Новейшая технология - любая новая технология, которая имеет высокий потенциал;
  • Передовая технология - технология, которая зарекомендовала себя, но еще достаточно новая, имеет небольшое распространение на рынке;
  • Современная технология - Признанная технология, является стандартом, повышается спрос на эту технологию;
  • Не новая технология - по прежнему полезная технология, но уже существует более новая технология, поэтому спрос начинает падать;

(НапримерТелефон проводной еще есть но уже многие отказываются, или цифровое телевидение еще не вошло в полном объеме в жизнь но уже выживает обычные телевизоры на антенне )

  • Устаревшая технология - технология устаревает и заменяется более совершенной, очень малый спрос, или полный отказ от этой технологии в пользу новой.

Например: Устаревшая технология производства рафинированного подсолнечного масла механическим взбиванием.

Согласно ГОСТ 3.1109-82 Технологический процесс - это часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда.
К предметам труда относят заготовки и изделия.

Практически любой технологический процесс можно рассматривать как часть более сложного процесса и совокупность менее сложных (в пределе - элементарных ) технологических процессов.