"формирование информационной компетенции у младших школьников". Современные проблемы науки и образования Формирование информационной компетентности

Методическая разработка.

Тема: Развитие информационной компетенции старших школьников в образовательном процессе.

Выполнила: Скрябина Н.И.

преподаватель СКИиК

Екатеринбург 2015

Пояснительная записка.

По свидетельствам социологов в настоящее время наше общество перешло на абсолютно новую ступень своего развития. Сегодняшнее общество - это общество информационное. Постоянное общественное развитие предъявляет всё новые и новые требования к современной личности. Постоянно ускоряющийся ритм и динамика жизни, огромные информационные потоки, различного рода проблемы и требующие немедленного решения комплексные задачи требуют развития новых качеств личности: мобильности личности, креативности, способности самоменеджмента, самоконтроля и саморегуляции. Задача развить личность, которая могла бы быть успешна в современном мире, в полном объеме возлагается на педагогов. Перед учителем поставлена задача научить правильно работать с информацией и различными информационными источниками, правильно оценивать полученную информацию и находить наиболее эффективные способы её использования.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что она соответствует современной государственной образовательной политике, способствует реализации компетентностного подхода и нацелена на личностно-ориентированное деятельностное обучение.

Цель: Развитие информационной компетенции учащихся на уроках.

Объект исследования: процесс развития информационной компетенции учащихся.

Методы исследования:

    анализ научной (естественнонаучной, педагогической, биологической) и учебно-методической литературы;

    систематизация и обобщение результатов исследования.

    изучение школьной документации – образовательных программ и рекомендаций к ним, планов работы учителей биологии.

Предполагаемый результат: обосновать возможность и необходимость развития информационной компетенции школьников.

Соотношение понятий

«Компетенция – программа, на основе которой развивается компетентность»
Л.И. Зимняя

Компетентность – комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций.

Информационная компетенция – готовность к работе с информацией на бумажной и электронной основе.

Компоненты информационной компетенции

Компонент

когнитивный

Отражает процессы переработки поступающей информации; формализация, сравнение, обобщение, синтез с имеющимися базами знаний;

Разработка вариантов использования информации и прогнозирование последствий реализации решения проблемной ситуации;

Генерирование и прогнозирование использования новой информации и взаимодействие её с имеющимися базами знаний;

Организация хранения и восстановления информации в долгосрочной памяти;

ценностно-мотивационный

Создание условий, которые способствуют вхождению школьника в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций;

Характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение индивидов к работе и к жизни в целом (выделяются четыре доминирующих типа побуждений - к достижениям, принадлежности к группе, обладанию властью, компетентности);

технико-технологический

Понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации;

Умение классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором определённого технического средства в зависимости от его основных характеристик;

Понимание сущности технологического подхода к реализации деятельности;

Знание особенностей средств информационных технологий по поиску, переработке и хранению информации, а также выявлению, созданию и прогнозированию возможных технологических этапов по переработке информационных потоков;

Технологические навыки и умения работы с информационными потоками (в частности, с помощью средств информационных технологий)

коммуникативный

Знание, понимание, применение языков (естественных, формальных) и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных);

рефлексивный

Осознании собственного уровня саморегуляции личности, при котором жизненная функция самосознания заключается в самоуправлении поведением личности, а также в расширении самосознания, самореализации.

Свойства информационной компетенции

    дуализм – наличие объективной (внешней оценки информационной компетентности) и субъективной (внутренней – самооценки своей информационной компетентности индивидуумом) сторон;

    относительность – знания и базы знаний быстро устаревают и их можно рассматривать как новые только в условно-определённом пространственно-временном отрезке;

    структурированность – каждый человек имеет свои особым образом организованные базы знаний;

    селективность – не вся поступающая информация трансформируется в знания, встраиваемые в имеющиеся организованные базы знаний;

    аккумулятивность – знания и базы знаний с течением времени имеют тенденцию к «накоплению» – аккумуляции, становятся шире, глубже, объёмнее;

    самоорганизованность – процесс самопроизвольного возникновения в неравновесных системах новых структур баз знаний;

    «полифункциональность» – наличие разнообразных предметно- специфических баз знаний.

Функции информационной компетенции

    познавательная - направлена на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя;

    коммуникативная , носителями которой являются семантические компоненты, «бумажные и электронные» носители информации педагогического программного комплекса;

    адаптивная - позволяет адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;

    нормативная - проявляется, прежде всего, как система моральных и юридических норм и требований в информационном обществе;

    оценочная (информативная) – активизирует умения ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую информацию, оценивать значимую и второстепенную.

    интерактивная - формирует активную самостоятельную и творческую работу самого субъекта, ведущую к саморазвитию, самореализации.

Умения, которыми должен овладеть учащийся в рамках информационной компетенции:

    интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать информацию с позиции решаемой задачи.

    перефразировать мысль, и по необходимости дополнять ее.

    проводить информационно-смысловой анализ текста.

    формулировать аргументированные выводы.

    использовать полученную информацию для успешного планирования и реализации собственной деятельности.

    структурировать информацию и представлять ее в различных формах и на различных носителях.

Информационная компетенция учащихся.

Важнейшим компонентом информационной компетенции является умение извлекать информацию оно непосредственно связано с навыками смыслового чтения.

Российские школьники традиционно много работают с книгой. Можно привести следующие проверяемые умения, навыкии способы деятельности.

Заключение:

Таким образом, в процессе подготовки школьников, формирование информационной компетенции имеет важное значение. Так как при помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает умения деятельности учащегося по отношению к информации, содержащейся в учебном предмете, а также в окружающем мире.

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.

Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование информационной компетентности учащихся средствами ИКТ

Текст выступления

Сопровождение выступления








Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ .

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.

Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников, и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, не в коем случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках..
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);
введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

В заключении хочу сделать такой вывод: Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.

Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ .


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 р. п. Линево»

Формирование информационной компетентности

на уроках литературного чтения

первой квалификационной категории

р. п. Линево

1. Пояснительная записка ……………………………………………………. 3

2. Понятие информационной компетентности……………………………… 4

3. Цели и задачи формирования информационной компетентности……… 5

4. Анализ учебника «Литературное чтение» и

учебника «Азбука» ………………………………………… 5

5. Методы и приемы формирования информационной компетентности…10

6. Диагностическое исследование …………………………………………. 12

7. Литература ………………………………………………………………... 17

8. Приложение ………………………………………………………………. 18

Пояснительная записка

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Цель сегодняшнего общего образования-становление человека, готового к свободному, гуманистически ориентированному выбору, обладающего многофункциональными компетентностями, что позволит ему самостоятельно решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и общественной жизни. Это ответ на «вызовы времени», которое требует не просто подготовки людей, умеющих выполнять определённый набор действий, но и способных оценить эти действия с этических, моральных и нравственных позиций.

Одним из основных приоритетов в целях современного общего образования становится информационная компетентность. Исследователи отмечают, что в разные возрастные периоды развития личности необходимо формировать разные ключевые компетентности (так, в школьном детстве – в первую очередь личностные и коммуникативные; в школьный период – общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные; в период профессиональной подготовки – ценностно-смысловые, общекультурные, социально-трудовые, информационные, коммуникативные, политические и социальные, компетенции жизни в многокультурном обществе, компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь). Однако есть ряд компетентностей, которые необходимо формировать на протяжении всей жизни человека. К таким компетентностям относится и информационная.


Понятие информационной компетентности.

Понятие «информационная компетентность» многие авторы рассматривают, как способность личности самостоятельно искать, выбирать, анализировать, организовывать, представлять и передавать информацию. Так, к примеру, рассматривает информационную компетентность как « универсальные способы поиска, получения, обработки, представления и передачи информации в знание». под информационной компетентностью понимает «умение ориентироваться в обширном, бурно обновляющемся и растущем информационном поле, быстро находить необходимую информацию и встраивать ее в свою систему деятельности, применять для решения практических и исследовательских задач». и рассматривают информационную компетентность как способность получать и обрабатывать большие объемы информации с помощью современных мультимедийных средств. включает в информационную компетентность умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов и информационных технологий . Данная компетентность обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.

Цель работы учителя начальных классов: заложить основы формирования информационной компетентности учащихся. Чтобы заложить основы формирования информационной компетентности решаю следующие задачи:

1) создать условия для развития учебно-информационных навыков на уроках;

2) развивать навыки получения и обработки информации ;

3) воспитать личность, способную адаптироваться в современном мире.

Реализацию данных задач я стремилась осуществлять на всех уроках, но особое внимание уделяю литературному чтению.

Стратегическая цель литературного образования в школе – воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, животным, природе), живущей «по законам красоты» (Лев Толстой).

Более конкретная цель – воспитание образованного творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении.

«Истинное чтение-это чтение, которое по словам М. Цветаевой, есть соучастие в творчестве».

Анализ учебника «Литературное чтение»

и учебника «Азбука» .

Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач развития и образования учащихся и играет ключевую роль в деле их воспитания, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок, а его освоение учениками-читателями будет способствовать присвоению ими нравственных ценностей, созданных человечеством.

В учебнике «Литературное чтение» произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками ценности мира. Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком.

Методика работы с текстом учитывает:

1) принципиальную целостность художественного образа, важность,

«неслучайность»;

2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения


художественного образа;

3) ведущую роль играют чувства как основа мотивации интереса к чтению.

Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями.

Вопросы и задания учебника составлены таким образом, чтобы ученик несколько раз перечитывал текст произведения, т. е. направлены на мотивацию перечитывания: «прочти с разной интонацией, с разным настроением». Отрабатывая выразительное осмысленное чтение, применяю разные виды работы:

Чтение целыми словами с выбором интонации;

Чтение по ролям, наизусть;

Инсценирование произведений;

Устные и письменные высказывания по образу, с опорой на картинку и в свободной форме.

Материал учебника позволяет развивать и другие общеучебные навыки, такие как учебно-информационные.

«Азбука» , не только помогает начинающему читателю овладеть навыком чтения, а читающему совершенствовать этот навык, но и научиться работать с информацией.

Анализ учебника «Азбука» . Задания, формирующие информационную компетентность:

Страница учебника

Формулировка задания

Направлено на формирование умений

Сколько в твоей семье мам, пап, детей? Теперь вокруг своей семьи нарисуй родственников, друзей, знакомых – тоже в виде звездочек.

анализировать обобщать, обрабатывать информацию.

- «Словами человек называл все, что узнавал и создавал сам». Неужели действительно все имеет свое название. Проверь! А еще как можно назвать дом?

поиск, обработка информации, обобщение.

На сколько частей распалось каждое слово? Подумай, почему?

анализировать, выбирать.

Выбери отгадки к загадкам. Почему? Обоснуй ответ.

выбирать, анализировать, систематизировать, обобщать, передавать информацию.

Как ты поступишь в такой ситуации?

выбирать, анализировать информацию.

«Слова, слова…»

Объяснить историческое происхождение слов, сделать вывод.

искать, обобщать обрабатывать информацию.

Какую роль из этой сказки хочешь играть ты?

выбирать, передавать информацию.

«Что за этой дверью?» ПК

анализировать, искать, отбирать необходимую информацию.

Что ты можешь сказать об этих словах? (попугай, павлин, Пушок, пингвин)? А о предметах?

анализировать, отбирать, передавать информацию.

Кто это? Пастух? Чабан? Ковбой?

Почему их так назвали? Подсолнух, колокольчик, одуванчик, снегирь, земляника?

Объясни запись?

Здоровье это…

анализировать, выбирать, представлять и передавать информацию.

Ты вступил в спор. Выбирай: топот ног, спокойный тон, кулаки, улыбку, крик, добродушие.

обработка, обобщение, передача информации. Самостоятельно выбирать, анализировать, передавать информацию.

«Почему их так назвали?» (предметы и обстановка на кухне).

обобщать и передавать информацию.

«Почему мы так говорим?»

поиск, обработка, передача информации.

«Кто прислал пожелание?» (слова, высказывание героев). Представь, что было бы…

самостоятельно анализировать, выбирать и передавать информацию.

Выполни задание поэта и заполни пропуски. («Что без чего не бывает?»)

Что означают имена? Что означает твое имя?

Почему тебя назвали именно так?

самостоятельно искать, выбирать, организовывать, представлять информацию.

Что ты сможешь сказать о словах в столбиках? О любом из этих столбиков слов?

Когда мы так говорим?

обобщение, обработка, превращение информации в знания.

Впиши в клетку «лишнюю» букву. Объясни свой выбор: ж п ы й …

выбирать, анализировать.

Придумай и разыграй сценки с данными словами.

передавать информацию.

Исправь опечатки.

«Кому что принадлежит?»

систематизировать, обобщать.

Исследуй, какие звуки может обозначать согласная буква Ц: мягкий, твердый, звонкий, глухой?

самостоятельно искать, выбирать, анализировать.

Сравни рифмующиеся слова. Соответствует ли стихотворение своему названию по содержанию и звучанию? («Синичья скороговорка»).

Может ли буква Х обозначать твердый и мягкий звук?

А буквы Ж, Щ, Ц?

выбирать, анализировать, представлять, анализировать, обобщать, превращать информацию в знание.

Из каких пар слов можно составить ребус.

Сочини сказку с этими героями.

выбирать анализировать, представлять и передавать информацию.

По каким признакам составлены группы названий животных.

выбирать, анализировать, обобщать.

Исследуй, какие звуки могут обозначать буквы Ч, Щ?

самостоятельно отбирать, обрабатывать информацию

Ты гуляешь по улице. У тебя нет часов. Ты не знаешь, пора ли тебе идти домой. Какой ты найдешь выход?

В каждой группе найди, «третьего лишнего». – - Сколько нашел вариантов?

самостоятельно искать, выбирать, анализировать, обобщать.

Методы и приемы формирования информационной компетентности

Для формирования основ информационной компетентности наиболее эффективным принципом является работа с информацией. Мои исследования помогли выявить компоненты информационной компетентности, которые обеспечивают возможность:

Усвоения учебного материала;

Формирование умений анализировать обобщать, систематизировать и отбирать полученную информацию;

Минимальная помощь извне.

Продвинутый (творческий)

Умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска решения;

Умение проектировать сложные процессы;

Умелый перенос имеющихся знаний, умений, способов

деятельности в новую незнакомую ситуацию;

Отсутствие помощи извне;

Оказание помощи другим участникам совместной

деятельности;

Умение отрефлексировать свои действия.

Диагностическое исследование

Так как я начала изучать тему, когда мои дети учились в 3-м классе, то результаты диагностики на тот момент были таковы, что учащиеся имели в основном обязательный уровень сформированности информационной компетентности, что составляет 66.7%, а ребята со среднем уровнем возможностей -33.3%. (Приложение 1).

В 4-м классе на уроках литературного чтения я пробовала на практике изученный материал по данной проблеме.

Привожу пример диагностического материала, позволяющего отследить уровень формирования информационной компетентности. (Приложение.2, анкета 1.)

Анализ данного тестирования показал:

1. Анализ данного источника информации – 75%.

2. Отбор необходимого материала (получение необходимой

информации) – 62%.

3. Организация материала (умение ориентироваться в книге) – 65%.

4. Преобразование информации (умение дополнить содержание) – 53%.

Вернувшись к таблице (с.11) обращаю внимание на изменения, которые произошли в результате формирования основ информационной компетентности у учащихся 4 класса :

Низкий уровень (обязательный) 6 чел.- 25% ;

Средний (уровень возможностей) 14 чел.- 58.3%;

Продвинутый (творческий) 4 человека%.

Среди учащихся выделяются 4 человека, которые могли выполнить задание без посторонней помощи, оказывать помощь другим участникам совместной деятельности.

При наборе детей в 1 класс меня волновала проблема найти учебник, заменяющий «Русскую азбуку» , т. к. по моему мнению, материал данного учебника не помогает осуществлять компетентностный подход в обучении.

«Азбука» , анализ которой я сделала и привела в таблице (с.6-9) не только помогает начинающему читателю овладеть навыком чтения, а читающему совершенствовать этот навык, но и научиться работать с информацией.

Работу по формированию основ информационной компетентности простраивала с начала учебного года.

Я оценивала сформированность основ данной компетентности, опираясь на уровневую таблицу.

В силу возрастных особенностей, учащиеся первого класса добывают необходимую информацию с помощью взрослых (родители, учитель – первые помощники). Поэтому, результаты 1-го полугодия таковы:

Обязательный уровень составляет 69.5%;

Средний (уровень возможностей) 30.4%.

Работая по «Азбуке» , я стремилась уроки чтения сделать результативными, что помогало мне использование трех форм организации работы на уроке: индивидуальной, фронтальной, групповой.

Формируя основы информационной компетентности, я планирую постепенное «перемещение» учащихся с обязательным уровнем на средний, а из среднего – в творческий.

Для того, чтобы учащиеся умели оказывать помощь другим участникам совместной деятельности (сформированный способ деятельности на творческом уровне (продвинутом)), необходимо учебное сотрудничество. Чтобы научить детей успешно работать совместно, необходимо развивать коммуникативные способности. Среди них я выделила:

Умение договариваться;

Умение обмениваться мнениями;

Умение выслушивать партнёра;

Умение оценивать друг друга и себя.

Мои ребята с удовольствием работали на уроках чтения группами, оценивали работу друг друга, давали рекомендации.

Привожу диагностику отслеживания процесса сформированности основ информационной компетентности (Приложение 3, анкета 2).

Данное тестирование показывает следующие результаты формирования основ отслеживаемой компетентности:

Анализ источника (вид источника) информации - 85%;

Отбор необходимого материала - 52%;

Организация материала (умение ориентироваться в книге)-75%.

На уроках литературного чтения в 1 классе я так же простраивала работу, анализируя задания, дополняя необходимым материалом, который помогал мне формировать основы информационной компетентности (Приложение 4).

Считаю, что я заложила основы формирования информационной компетентности, что позволило достичь следующих результатов.

Таблица результатов обученности.

Литературное чтение.

Год обучения

Класс

Количество учащихся

Качество %

Успешность

Результаты, занесенные в таблицу, показывают как повышается качество знаний изучаемого предмета в результате формирования основ информационной компетентности.

Формирование информационной компетентности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Главная цель современного образования – это учить учиться и пользоваться полученными знаниями, т.е. как сформулировал фр политич. деятель Жак Делор – научиться познавать, делать, жить и жить вместе. Задача образования в информационном обществе – воспитать ученика, обладающего информационной компетентностью, т.е. способного решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации. Научить этому должна школа, причём на первой ступени, потому что первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем. Процессом обучения в информационном обществе становится совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, разворачивающаяся в информационно­образовательной среде. Т.е. роль учителя из ведомого превращается в направляюще­консультирующую, поддерживающую, а роль ученика из ведомого учителем – в роль партнёра в процессе обучения. Руководящая, информационная, контролирующая функция процесса традиционного обучения в условиях информационного общества преобразуется в ориентирующую, презентационную функцию ­ функцию педагогической поддержки. ФГОС НОО ­ смена образовательной парадигмы ­ Вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Формирование у учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом. Внедрение данного подхода – это важное условие повышения качества образования. А одной из главных ключевых компетентностей в подходе является информационная компетентность.  Что такое «информационная компетентность» школьника? Информационная компетентность ­ это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Другими словами, информационная компетентность ­ это свойство личности, проявляющееся в способности находить, хранить и применять информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом).  Какое отражение данная проблема получила в соответствующих документах ФГОС? В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования» названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Сказано, что метапредметные результаты должны отражать: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Кроме того, отмечается, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: умение самостоятельно выбирать интересующую литературу: пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Таким образом, информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов.  Как сформировать информационную компетентность у младшего школьника?

Формирование основ информационной компетентности нужно рассматривать как через урочную, так и внеурочную деятельность, так как эти виды деятельности взаимодополняют и взаимообогащают друг друга. В своей работе использую большое количество различных форм, приёмов и методов, направленных на формирование данной компетентности. Познакомлю с некоторыми из них. Прием «6­ти вопросов» заключается в том, чтобы ученик, читая или слушая научный или научно­популярный текст, выделил ответы на 6 основных вопросов: Кто? Что делает? Где? Когда? Как? Почему? В результате ученики структурируют текст и в дальнейшем опираются на выделенную структуру при подготовке к пересказу. Этот приём позволяет справиться с потоком информации, сохранить, систематизировать и воспроизвести её. Приём «антиципации», предвосхищения, интуитивного предвидения возможных будущих событий. Учащимся предлагается прочитать название рассказа и предположить, о чём пойдёт речь в тексте? После чтения выясняют, совпали ли предположения с содержанием. С помощью этого приема ученики устанавливают соответствие между имеющимся собственным опытом и полученной информацией. Приём «кластер» ­ это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Заключается приём в том, что ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки­лучи в разные стороны, Данный приём особенно удобен в 1 классе, дети ещё медленно читают, а рисуют хорошо. Приём «синквейн». Это стихотворение из пяти строк, которое строится поопределённым правилам. Этот прием позволяет делать краткие выводы по результатам обработки представленной информации, подготавливает к исследовательской работе в будущем и обеспечивает развитие рефлексивной составляющей. Приём чтения со «стопами» предполагает воспроизведение и изложение информации в соответствии с заданием. Например, на уроке окружающего мира дети читают текст и отмечают «галочкой» ту информацию, которая им уже знакома, знаком «+» ­ новое, знаком «­» то, что они не знали, ставят вопросительный знак около той информации, которая вызвала вопросы и требует дополнительного изучения. Приём «ведения дневника или бортжурнала» позволяет в ходе изучения темы фиксировать ученикам свои мысли, наблюдения, впечатления. Удобен для урока окружающий мир, групповой работы. Каждая группа определяла в тексте необходимую информацию и озвучивала её классу, остальные учащиеся внимательно слушали и записывали её в бортжурнал. Т.о. ученики представляют информацию в виде связного устного или письменного текста, объясняя логику выбора оснований, демонстрируют операционно­деятельностную составляющую информационной компетентности. т.е. Приём «водопад» позволяет получить информацию от детей по теме или относительно какого­либо понятия с целью структурирования. Например, на доске слово «сумма».Задаётся вопрос: «Вы слышали раньше это слово? Если да, то где?» Внимательно выслушиваются все ответы, затем дополняется ­ «сумма чисел»». Дети высказывают мнения, которые позволяют подвести их к получению ожидаемой информации. Приём «несоответствий» (коллизий) имеет несколько вариантов. Первый ­ между старыми, уже усвоенными знаниями и новыми фактами. На уроке окружающего мира по теме «Домашние и дикие животные» в 1 классе детям предлагаются карточки с изображениями животных для распределения их в группы. Ученики выполняют задание и попугая относят к домашним животным, после чего учитель проецирует на экран фото попугая в природе. Возникает коллизия, которая заставляет задуматься и заняться поиском дополнительной информации. Второй приём несоответствия между одними и теми же по характеру знаниями, но более низкого и более высокого уровня. Во 2 классе на уроке русского языка по теме «Парные согласные» дано задание: «Запишите слово ЛУ[К]». Кто­то записал «луг», кто­то – «лук», а кто­то ­ и «луг», и «лук», объяснив, какая информация при этом потребовалась.

И приём несоответствия между научными знаниями и житейскими, благодаря которому возникает дискуссия. (на 4 класс) Результатом использования этого приема является способность учащихся к формулированию собственной аргументированной позиции, исходя из собственного опыта и полученной информации, что развивает мотивационный и операционно­деятельностный компонент. Приём «Выбор задания». Даётся ряд чисел (слов). ­ Какое задание вы бы предложили? ­Для чего мы его будем выполнять? ­Предложите ещё одно задание с этими числами (словами). Прием позволяет ученикам воспроизводить имеющуюся информацию и использовать её для анализа и ранжирования по самостоятельно заданным основаниям. Приём «Толстые и тонкие вопросы». Реализовать перечисленные приемы позволяют следующие методы:    проблемно­диалогический; исследовательский; проектный. Проблемно­диалогический метод обеспечивает творческое усвоение знаний учащихся посредством диалога с учителем. Главным в проблемно­диалогическом методе является создание проблемной ситуации. С данным методом мы подробно познакомились на курсах, проводимых Мельниковой Еленой Леонидовной. является применение исследовательского метода обучения. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, который должен быть социально и практически значимым. ("Какие комнатные растения есть у вас дома?""Какие животные и растение занесены в Красную книгу?") Для формирования информационной компетентности важным Весьма эффективным методом формирования информационной компетенции является проектный метод. Под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Здесь необходимо отметить позволяют поддерживать высокий уровень мотивации учащихся и содействуют развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией. использование учащимися ИКТ, которые Как измерить сформированность информационной компетентности учащихся начальных За 2 года ведения кружка "Инфознайка" учащиеся познакомились с программами: графический редактор MS Paint, Текстовый редактор MS Word, редактор MS Power Point; MS Excel, научились работать в Интернете. Использование ИКТ открывает новые возможности не только в обучении предмету, но и во внеурочной деятельности. Например, участие в конкурсе "Лидер чтения", презентация класса. В конце года каждый самостоятельно приготовил презентацию и представил классу.  классов? На данном этапе в основном велась работа по формированию информационной компетентности. В 4 классе продолжу работу над этой темой и для диагностики воспользуюсь методикой Е.А.Хасьянова и С.Ю. Прохоровой. Также продолжим работу с помощью "Типовых задач по формированию УУД. Работа с информацией." для 4 класса и "Комплексных работ", которые состоят из текста и 12 заданий, содержательно связанных с текстом. Выполнение заданий, в основе которых использованы сюжеты ситуаций из реальной жизни, поможет ребёнку определить, насколько эффективно он умеет учиться. Информационное пространство каждой работы организовано так, чтобы ученик приобретал опыт не только самостоятельного выполнения заданий, но и контрольно­оценочной деятельности, что обеспечено наличием ответов к заданиям. Формирование информационной компетентности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школы, зависит успешность социализации учащихся в будущем.

Современный этап развития общества характеризуется бурным развитием производства. Мы видим, что наибольших успехов добились те государства, которые в качестве генерального направления выбрали путь информационно интеллектуального развития. Осознание этого факта заставляет по-новому взглянуть и на систему подготовки педагогов. Любое образовательное учреждение сегодня выдвигает четкое требование: от учебного заведения оно должно получить качественно подготовленного специалиста, который незамедлительно вольется в трудовой процесс. В течение длительного времени педагогические системы были ориентированы на усвоение студентов готовых знаний, добытых человечеством. Но возможно ли это в наши дни, когда объем знаний растет лавинообразно. Ответ очевиден: ни о каком качестве в подготовке специалиста говорить не приходится. Налицо явная необходимость модернизации системы образования. Практически во всех развитых странах мира поворот в развитии педагогических технологий в ходе реформирования системы образования сделан на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь анализировать полученные знания и применять их для решения новых задач. Усвоение готовых знаний должно стать не целью, а одним из вспомогательных средств при подготовке специалиста. Таким образом, современному обществу нужен человек, самостоятельно, критически мыслящий, умеющий творчески решать возникшие проблемы, а также имеющий навыки самообеспечения.

Одним из стратегических направлений развития и модернизации отечественного образования является компетентностный подход, личностно-ориентированный по своей природе.

Основой глобального процесса информатизации общества является информатизация образования. При этом оно должно опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, поскольку именно в процессе обучения формируются социальные, психологические, общекультурные предпосылки информатизационного общества. Новые потребности общества и личности определили информационную компетенцию как одну из базовых, ключевых.

Кроме того, данная компетентность имеет некоторые отличительные особенности:

1.Приоритетность (все больший внес в состав деятельности современного специалиста приобретает информационная деятельность).

2.Динамизм (при подготовке выпускника недостаточно учитывать только современное состояние информатизации, необходимо ориентироваться на тенденции информационного развития).

3.Оптимальность (в ситуации стремительного развития информационной сферы необходимо готовить выпускника к оптимальной информационной деятельности; компетенции должно быть не много и не мало, а ровно столько, чтобы справляться с поставленными профессиональными задачами).

В процессе информатизации общества и образования постепенно складываются определенные традиции, стереотипы информатизационного поведения, приоритетные источники информации и способы информационного обмена, актуализируются личностные ценности и смыслы; все это отражается на формировании современного уровня информационной культуры.

Тогда можно сделать вывод, что информационная культура – это достаточно широкое и общее понятие, охватывающее значительную область научного и практического информационного знания и опыта. Мы рассматриваем информационную культуру как компонент в структуре культуры личности. Понятие информационной культуры часто отождествляется с понятием информационная грамотность.

Информационная грамотность определяется как «умение будущего специалист идентифицировать вид необходимой информации, произвести ее поиск, осуществить ее отбор и анализ, эффективно использовать в профессиональной деятельности». Таким образом, понятие информационной грамотности охватывает, прежде всего, технологическую сторону работы с информацией. Выбор технологии работы во многом определяется имеющимися техническими средствами. Знания и умения работы с современной компьютерной техникой определяют как компьютерную грамотность (техническая сторона работы). Но основное отличие грамотности от компетентности в том, что грамотный человек владеет знаниями, а компетентный – реально и эффективно может (готов) использовать знания в решении практических задач.

Из вышесказанного можно определить основное содержание информационной компетентности, в котором сочетаются информационно-технологические и информационно-технические компоненты:

§ Владение конкретными навыками по использованию технических устройств (от телефона до компьютера до компьютерных сетей);

§ Способность использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию;

§ Умение извлекать информацию из различных источников (как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций), представлять ее в понятном виде и эффективно использовать;

§ Владение основами аналитической переработки информации;

§ Умение работать с различной информацией;

§ Знание особенностей информационных потоков в своей предметной области.

Информационная компетенция многопланова, т.е. для выработки соответствующих способностей требуется значительное интеллектуальное развитие, проявление таких качеств, как абстрактное мышление, алгоритмическое мышление, саморефлексия, определение собственной позиции и т.д. (например, выбор значимой информации требует развития таких личных качеств, как самостоятельность и критичность). Необходимы различные типы действий: умение действовать автономно, использовать интерактивные режимы, входить в различные социальные группы и функционировать в них. Следует также подчеркнуть ее полифункциональный характер: формирование информационной компетентности является одной из целей образования, но, в то же время, это ведущее средство процесса обучения.

Так как информационная компетентность является ключевой, то ее формирование происходит на всех уровнях образования, при этом должны выполняться принципы непрерывности и преемственности. Важно выяснить, какие компетенции будут формироваться на каждом этапе образования. То есть необходимо проектирование ключевых, межпредметных и предметных компетенций, тем самым мы сможем определить содержание образования в компетентностном подходе.

Опрос студентов показал, что около 50 % опрошенных легко работают в Интернете с электронной почтой, в то же время, только 20 % свободно работают с клавиатурой и текстовыми документами. Таким образом, уровень подготовленности абитуриентов варьируется от нулевого до профессионального. Кроме того, все ярче проявляется информационное неравенство учащихся: более 60 % студентов имеют компьютер на своем рабочем столе дома, тогда как остальные имеют доступ к этой технике в среднем 1-4 часа в неделю. Из вышесказанного можно сделать вывод, что проектировать информационную компетентность необходимо не по единому сценарию, а исходя из уровня первоначальной подготовки студентов.

Одним из требований при разработке программного обеспечения является интуитивная понятность использования. В результате от пользователя скрывается сущность компьютерного решения проблем профессиональной деятельности, и это формирует у студента ложное чувство того, что компьютер сам все решает. Поэтому не возникает потребности в изучении фундаментальных понятий и методологических подходов в изучении информационных технологий. Таким образом, учебный процесс следует строить не по принципу «нажми на кнопку – получишь результат», а исходя из поставленной задачи, обсуждения возможных методов решения в общем виде, определения оптимального подхода. Выработка этих компетенций невозможна без знаний фундаментальных основ информатики.

Особо необходимо остановиться на роли преподавателя при формировании информационной компетентности студента. Как показал опрос абитуриентов, около 60 % опрошенных считают, что основная причина слабой информационной подготовки – это низкая квалификация преподавателей информатики. Преподаватели информационных дисциплин и преподаватели специальных дисциплин часто «оторваны» друг от друга, т.е. преподаватель информатики имеет слабое представление о предметной области других дисциплин, а преподаватель специальных дисциплин имеет слабую информационную подготовку. Тесному контакту преподавателей мешает и сама система учебного процесса, в основу которого преимущественно положена классно-урочная система. В этом случае преподаватель может передать студенту необходимые знания по предмету, но говорить о компетентностном подходе уже не приходится.

Для получения профессионального уровня информационной компетентности необходимо создать условия для обучения квалификационной работе на ПК. Вполне очевидно, что студент должен иметь навыки работы с самым современным оборудованием и программным обеспечением (соответствующим его будущей профессиональной деятельности).

Важно вовлекать студентов в самостоятельную работу с элементами научно-исследовательской деятельности с активным использованием возможностей информационных технологий.

Требуется также обеспечить выполнение принципа преемственности и последовательности. Необходимо сотрудничество учителей средней школы, преподавателей педучилища.

Для реализации индивидуальных образовательных траекторий в учебных планах следует предусмотреть дисциплины по выбору, связанные с информационным блоком, учитывающие степень подготовленности и выводящие обучаемого на заданный уровень информационной компетентности.

Применяемые информационные технологии должны подчиняться принципу технической адекватности, т.е. в процессе обучения необходимо поддерживать технические и программные средства на современном уровне. Имеющийся информационный ресурс должен эффективно и рационально использоваться.